Навигация:   Главная Антарктида Потери тепла
Потери тепла

Но есть и другая точка зрения, которая объясняет эту разницу эффектом выхолаживания в условиях постоянно отрицательного теплового баланса поверхности ледникового покрова, а ее увеличение при движении в глубь материка — ростом высоты поверхности над уровнем моря и уменьшением облачности, усиливающим эффект выхолаживания. Наконец, возможно, к разнице между температурой в толще снега и средней многолетней на метеостанциях приводят обе названные причины.

Анализ баланса тепла на станциях Восток и Мирный подтвердил большую роль самовыхолаживания. Оказалось, что в Центральной Антарктиде 90% тепла поступает за счет солнечной радиации, а остальная часть — за счет притока более теплого воздуха. На побережье солнечная радиация приносит только 30% тепла, остальное поступает из воздуха. А вот потери тепла в центральных районах на 99% и в прибрежных на 75% идут на излучение и соответственно 1 и 25% — на испарение и таяние снега и льда.

Потери тепла с поверхности ледникового покрова должны приводить к положительному градиенту температуры в толще льда, т. е. ее росту с глубиной. Однако еще в 1931 году члены экспедиции Альфреда Вегенера, измеряя температуру в толще льда в центральной части Гренландии, получили неожиданный результат: температура льда понижалась до определенной глубины и только затем начинала повышаться. Точкой отсчета при этом была температура нижней границы деятельного слоя. Измерения в глубоких и не очень глубоких скважинах в Антарктиде подтвердили существование отрицательного градиента температуры для многих районов ледникового покрова. При этом в разных районах отрицательный, или обратный, градиент температуры наблюдался до разных глубин во льду—50, 150 и даже 800 м, а далее шло постепенное повышение температуры с глубиной.