Навигация:   Главная Арктика Новая Земля в период второй мировой войны IV
Новая Земля в период второй мировой войны IV

Опытному гидрографу и ледовому капитану, офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И.Ф.Котцову командование Северного флота поручило руководство конвоем советских и английских боевых кораблей. Этот конвой должен был организовать и обеспечить переход оставшихся на Новой Земле транспортов в Архангельск. Вместе с И.Ф.Котцовым к берегам Новой Земли вышли на судах коммодор конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба Беломорской военной флотилии А.Б Каминский. Губа Белушья была назначена местом сбора всех судов.

Тральщики Беломорской флотилии пытались снять с мели транспорт "Уинстон Сейлем". 19 июля в Белушыо Губу, где находилось судно "Рошаль", зашли три английских корвета "Лотос", "Поппи" и "Ла Мпоне". Корветы с руководителями конвоя побывали в губе Литке, где Кознов и Даудинг проследили ход работ по съемке с мели "Уинстона Сейлема", затем зашли в Большие Кармакулы, где находился транспорт "Эмпайр Тайд". На нем, кроме экипажа, находились 130 человек, доставленных мотоботом "Мурманец" из заливов и губ Новой Земли. Это были оставшиеся в живых экипажи потопленных транспортов Затем руководство конвоя направилось в пролив Маточкин Шар, где находились четыре иностранных транспорта, английский траулер "Айршир" и советские корабли: танкер Азербайджан" (приведенный минным заградителем "Мурманом" из Русской Гавани), "Мурман" и тральщик ТЩ-38. Был составлен план по переходу конвоя в Архангельск.

20 июля суда вышли из Маточкина Шара и двинулись вдоль побережья архипелага на юг. Затем они прошли к острову Колгуев и оттуда без потерь дошли до Архангельска. В это время продолжались попытки советских моряков снять в губе Литке с мели транспорт "Уинстон Сейлем" Американская команда, отказавшись от проведения работ, сидела на берегу.

22 июля последний союзный конвой с Новой Земли, состоящий из советского и американского транспортов, в охранении четырех советских тральщиков вышел из губы Литке. После захода в губу Белушью, конвой прибыл 28 июля в Архангельск.

Действия немецкого флота и авиации у берегов Новой Земли продолжались до глубокой осени. 2 октября 1942 г немецкая подводная лодка обстреляла мотобот "Шторм" в районе западного устья пролива Маточкин Шар. 11 октября подорвался на мине в этом районе и затонул "СКР-2" ("Муссон"). 13 октября был обнаружен немецкий самолет "Ю-88" на острове Междушарский. Командование Новоземельской ВМБ направило на его поиск две десантные группы. Но самолет успел улететь. 18 октября дозорный корабль "СКР-74" обнаружил на подходе к губе Белушья и обстрелял неизвестный корабль.

В 1943 г. была дополнительно укреплена береговая оборона губы Белушьей В марте этого года па Новоземельскую BMБ в поселке Белушья Губа сбросили несколько бомб немсцкие самолеты – разведчики. Первые транспорты, начавшие навигацию в 1943 г, доставили в Белушыо Губу истребители "И-15 бис", которые были размещены на аэродроме Рогачево. После этого воздушные налеты на базу были прекращены В тяжелых условиях наши летчики с честью выполняли военные задания. Ведь зиму 1943-1944 гг. им пришлось жить в Рогачеве в палатках.

Немецкое командование приняло решение о переброске 10-12 подводных лодок (из состава имевшихся на Севере 30 лодок) в Карское море. В 1943 г немецкая подводная лодка потопила в районе мыса Спорый Наволок научное судно "Академик Шокальский". 28 августа советская подводная лодка "С-101" потопила в районе мыса Желания немецкую подводную лодку "U-639". 24 сентября немецкая подводная лодка огнем артиллерии полностью уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия. Полярники были сняты самолетами.

В конце июля 1943 г. в губу Белушью следовал военный транспорт "Рошаль" с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской военно-морской базы. ТЩ-55 и ТЩ-65 30 июня в районе мыса Лилье - губы Белушьей сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой U-205. Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим судном транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду получивший контузию командир Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти немногих.

После лечения в госпитале Белушей Губы Н К.Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н К.Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды.