Навигация:   Главная Арктика Северная Земля (информация)
Северная Земля (информация)

Льды здесь оказались очень тяжелыми, и судно вынуждено было зазимовать в открытом море. Попытка достичь гипотетической земли не увенчалась успехом. Спустя десять лет (1893 г.) Ф. Нансен прошел на своем знаменитом судне «Фрам» из Карского моря в море Лаптевых, но так же, как и его предшественник — А. Э. Норденшельд, из-за неблагоприятных метеорологических условий берегов Северной Земли не видел.

В 1900—1901 годах у берегов Западного Таймыра (бухта Коллин-Арчер) зимовала полярная экспедиция Э. В. Толля на судне «Заря». Летом 1901 года, освободившись от льда, судно прошло проливом, отделяющим Северную Землю от материка, но и на этот раз земля обнаружена не была. На основании произведенных во время зимовки наблюдений над кочевкой песцов и перелетами куропаток Э. В. Толль уверенно высказался о том, что к северу от места зимовки экспедиции имеются острова.

Так, на протяжении многих лет загадочная, гипотетическая земля, в существование которой твердо верили ученые, оставалась скрытой от взоров человека. И только в 1913 году она открылась перед ним — нехоженая, величественная, с грандиозными ледниками, причудливыми горами и живописными фиордами.

В 1910 году в Арктике начала работу большая, хорошо оснащенная и богато оборудованная гидрографическая экспедиция на судах «Вайгач» и «Таймыр». Она имела целью детальное изучение Северного Ледовитого океана, съемку и описание берегов, а также изучение условий плавания Северным морским путем. В 1910—1912 годах экспедиция выполнила обширные работы на участке от Берингова пролива до берегов Таймырского полуострова.

С целью продолжения этих работ на запад экспедиция, под начальством Б. А. Вилькицкого, в 1913 году предприняла попытку пройти весь путь от Берингова пролива до Баренцева моря в одну навигацию. Начав плавание из Владивостока, «Вайгач» и «Таймыр» 6 августа были в Беринговом проливе, а 1 сентября подошли к мысу Челюскина. Здесь были встречены неподвижные и непроходимые льды, и, чтобы обогнуть их и пройти в Карское море, суда направились на север. На другой день, находясь в 45 километрах от мыса Челюскина, экспедиция усмотрела низкую полосу земли, которая теперь известна под названием: остров Малый Таймыр.

Обследовав его, экспедиция продолжала путь на северо-запад. Вскоре стали встречаться большие ледяные горы — айсберги, а затем, 3 сентября, открылись очертания высокого берега неизвестной земли. Здесь «Таймыр» стал на якорь, а «Вайгач» ушел на север, чтобы определить границы ее. Высадившиеся с «Таймыра» на берег люди с высокой горы увидели бесконечный ряд гор, уходящих в глубь страны и частично покрытых ледниками. Здесь были получены первые реальные сведения о природе открытой земли. Научное предвидение блестяще оправдалось, и на землю, которая до сих пор существовала только в мире гипотез и догадок, впервые ступила нога исследователя.

Вскоре «Таймыр» направился на север по пути «Вайгача». 4 сентября суда соединились. Это было у мыса Берга на 80°1'31" северной широты и 99°21'39" восточной долготы. Здесь участники экспедиции снова высадились на берег, установили деревянный столб с указанием на нем даты высадки и в торжественной обстановке — при возгласах «ура» — подняли национальный флаг в знак присоединения открытой земли к русским владениям. При этом был зачитан приказ начальника экспедиции, в котором указывалось: «... в поисках Великого северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто и не думал.