Исследователи Австралии

Навигация:   Главная Австралия Исследователи Австралии
Исследователи Австралии

Педро Фернандес де Кирос

Вера в существование еще одного материка побудила испанца Менданья отправиться из Америки в южную часть Тихого океана, где он открыл некоторые из Маршальских и Соломоновых островов и острова Эллиса. Во второй его экспедиции участвовал молодой капитан и кормчий Педро Фернандес де Кирос (1565-1614), тоже веривший в существование Южного материка.Киросу было всего тридцать лет, когда он отправился в Перу и получил место капитана и старшего кормчего у Менданья. Экспедиция состояла из трехсот семидесяти восьми человек, размещенных на четырех кораблях. К несчастью, Менданья взял с собой жену и толпу родственников. Кирос, колебавшийся вначале, принять ли ему участие в экспедиции, вскоре убедился, что его сомнения были вполне основательны. Все дела вершила сеньора Менданья, заносчивая и властолюбивая женщина, а начальник военного отряда оказался грубым и нетактичным человеком. Но Кирос решил не обращать ни на что внимания и продолжал добросовестно выполнять свои обязанности.

26 июля 1595 года мореплаватели увидели на расстоянии приблизительно 4200 километров от Лимы остров, который они назвали Магдаленой. Когда около четырехсот туземцев приплыли в каноэ к кораблям и привезли для обмена кокосовые орехи и пресную воду, испанские солдаты превратили это дружественное посещение в бойню, закончившуюся паническим бегством туземцев. Такие случаи не раз повторялись и в дальнейшем. Группа из четырех островов, в состав которой входила Магдалена, 1Ь1ла названа Лас-Маркесас-де-Мендоса. Там испанцам довелось отведать плодов хлебного дерева, - это было первое знакомство европейцев с замечательным плодом.

Потом экспедиция двинулась на запад-северо-запад. Когда она проходила около острова Тинакула, на нем происходило извержение вулкана. Одновременно разразились шторм и гроза. В непроглядной тьме экспедиция потеряла корабль "Альмиранта", судьба команды которого так и осталась неизвестной. Лишь в этом веке на северо-восточном берегу Австралии были найдены испанские монеты и оружие. Возможно, что они ыли с "Альмиранты", а экипаж ее погиб на берегу.

Остальные три экипажа достигли островов Сайта-Крус, объявили их ;спанским владением и основали там поселение. Туземцы были очень миролюбивы, тем не менее они постоянно подвергались нападениям испанских солдат. Так как на островах почти невозможно было достать пропитание, экипаж подал петицию о немедленном возвращении на родину, причем подписи под петицией были расположены по радиусам, чтобы нельзя было узнать, кто первый поставил свою подпись.

Менданья в ответ приказал убить начальника отряда, которого он заподозрил в измене. На островке вспыхнула гражданская война, под тропическим солнцем засверкали ножи. Мятеж был подавлен, но бедствия экспедиции на этом не окончились. Вскоре Менданья заболел и умер. В колонии вспыхнула эпидемия ы. Как будто для того, чтобы нарочно ухудшить свое положение, испанцы предательски убили вождя туземцев. Тогда туземцы подняли восстание, чтобы отомстить за притеснения. Руководство экспедицией перешло к Киросу. В ноябре 1595 года он посадил оставшихся людей на корабли и решил плыть в Манилу. Чума продолжалась, за месяц от нее умерло сорок семь человек. В довершение ех бед однажды ночью исчез второй корабль.

Несчастья не обуздали сеньору Менданья. После смерти мужа она ыталась захватить власть в свои руки и требовала, чтобы ее величали *правительницей". Экипаж возненавидел ее. Особенно возмущало всех, что она тратила драгоценную пресную воду на стирку своих платьев. Жалея страдавших от жажды людей, Кирос пытался протестовать против ее поведения. В ответ на это Менданья захватила ключи от помещения, в котором хранилась вода.

3 января экспедиция прошла Разбойничьи острова и попала в штиль. Только 11 февраля 1596 года остатки экспедиции добрались до Филиппин. Местные власти осыпали почестями "правительницу" и почти не обратили внимания на молодого капитана, мужеству которого обязаны были спасением оставшиеся в живых члены экспедиции.

Возвратившись в 1598 году в Лиму, Кирос сразу же атаковал вице-короля Перу. Он настойчиво требовал, чтобы была снаряжена новая экспедиция в Южное море, но не для поисков потерянных Соломоновых островов - Кирос был убежден, что в южном полушарии существует огромный материк. Проекты Кироса вице-король положил под сукно. Кирос на свои скудные средства отправился в Испанию. В феврале 1600 года он высадился в Сан-Лукаре. В Севилье и Мадриде его встретили холодно. Тогда он отправился в Рим, к папе, надеясь, что глава католической церкви поддержит его проект. Так же как и Колумб, Кирос покорял сердца наивной, но поистине беспредельной искренностью. Испанский посол в Риме герцог Сеса уверовал в Кироса. Сеса убедил папу поддержать проект этого странного человека, полуапостола, полукормчего. И папа написал письмо испанскому королю Филиппу III. Папа просил короля ради вящей славы святой церкви поддержать проект Кироса. С этим письмом Кирос покинул Рим и в июне 1602 года прибыл в Испанию В Совете по делам Индий, ведомстве, которому подчинялись все заморские владения Испании, к планам Кироса отнеслись более чем сдержанно. Но влиятельные сановники, связанные с Римом, поддержали проект, и в апреле 1603 года король подписал указ о снаряжении флотилии, которая должна была под командой Кироса отправиться из Перу на поиски Южного материка.

21 декабря 1605 года Кирос вышел из Кальяо. В его флотилии было три корабля: "Капитана", "Альмиранта" и маленькое суденышко "Три волхва". Корабли удалось снарядить не так уж скверно, но командный состав был укомплектован из рук вон плохо. Испанские власти, комплектуя экипажи, стремились прежде всего к тому, чтобы кормчие и капитаны доносили друг на друга и снабжали Лиму и Мадрид негласной информацией. Легче всего было добиться этой цели, включив в экипажи кораблей людей, относящихся друг к другу неприязненно и даже враждебно. И Киросу навязали в качестве помощника моряка Диего Прадо-и-Товара, который терпеть не мог своего начальника. Кирос сразу же возбудил недовольство команд тем, что выбросил за борт все игральные кости и зачитал приказ, в котором солдатам и матросам предписывалось не пить вина, не богохульствовать и ни в коем случае не притеснять, не обижать и не грабить туземцев в случае высадки на какие-нибудь земли.

Флотилия должна была следовать на юго-запад до 30° южной широты. Если на этом этапе не встретилась бы земля, надлежало до 10° южной широты идти на северо-запад и далее на запад до островов Санта-Крус. Следуя на запад-юго-запад, флотилия дошла до 26° южной широты. Это был не очень выгодный курс, корабли слишком отклонились к ^гу и вышли из полосы попутных пассатов. На 26° шквалы, волнение от южных румбов и переменные ветры заставили Кироса взять курс на северо-запад, хотя по непонятным причинам этому здравому решению яростно противился его офицер Луис де Торрес. Смена курса произошла, по всей вероятности, в 100-200 милях к западу от острова Пасхи. Северо-западный курс привел флотилию к архипелагу Туамоту.

С 26 января по 10 февраля 1606 года было открыто девять атоллов на восточной окраине этого архипелага - какие именно, установить трудно, но, судя по описанию Кироса, это были атоллы Хендерсон, Марутеа, группа Актеон и Ненгоненго. 1 мая 1606 года Кирос достиг островов, которые он назвал Аустра-лиа-дель-Эспириту-Санто (теперь Новые Гебриды). Страна напоминала цветущий сад, а непрерывную цепь островов с первого взгляда можно было принять за континент. Это и был, по мнению Кироса, Южный материк. Когда корабли встали на якорь, Кирос распорядился в ознаменование "великого открытия" организовать торжественные процессии, танцы, церковные службы и фейерверк. Потом на месте высадки был воздвигнут крест и прочитан акт о том, что земля эта отныне принадлежит испанскому королю.

Кирос и его люди оставались на Новых Гебридах тридцать пять дней. Затем решено было следовать на юг вдоль берегов открытого "континента". Но, как только вышли из бухты, начался шторм. Корабль Торреса вернулся в бухту и встал на якорь. Кирос был болен и не мог подняться на палубу, а его кормчий не решился приблизиться к порту и направил "Капитану" к островам Санта-Крус, у которых условлено было встретиться в случае, если корабли потеряют друг друга в океане. Безуспешно прождав там некоторое время Торреса, Кирос решил плыть назад и, описав большую дугу, в конце ноября прибыл в Акапулько. Торрес, думая, что Кирос тоже возвратится в бухту, ждал его некоторое время; не дождавшись, он решил продолжать плавание самостоятельно. Он поплыл на юго-запад, затем на север и попал в район островов у восточной оконечности Новой Гвинеи. Огибая Новую Гвинею с юга, он открыл пролив, отделяющий ее от Австралии и изобилующий мелкими островками, КОТОРЫЙ был потом назван проливом Торреса.

Остров Эспириту-Санто не отличался здоровым климатом. Моряки страдали от тропической лихорадки. В довершение всех бед 27 мая Кирос и многие его спутники жестоко отравились рыбой паргус и едва не отдали Богу душу. В начале июня Кирос решил временно сняться с якоря и направиться на осмотр Южного материка. Однако из-за ветров и течений он не смог продвинуться в южном направлении. 8 июня Кирос дал приказ возвратиться в бухту Сантьяго-и-Сан-Фелипе. Три дня спустя, 11 июня, при обстоятельствах весьма неясных Торрес и Прадо-и-Товар покинули бухту и увели "Альмиранту" и "Три волхва". Прадо-и-Товар излагает ход событий таким образом: команда "Капитаны" восстала, заперла в кормовой рубке Кироса и тайком вывела корабль из бухты. К чести Кироса следует отметить, что за время долгого плавания в южных морях экспедиция не потеряла ни одного человека - случай беспримерный в истории испанских морских походов. 9 декабря следующего

1607 года Кирос въехал в Мадрид - и в городских воротах отдал нищему последний свой грош. На следующий день он начал новую битву, требуя от Совета по делам Индий снаряжения большой экспедиции для освое ния Южной Земли Святого духа. Не десятки, а сотни писем и объяснительных записок отправил он в ближайшие два-три года в адрес всех высоких учреждений Испании. Он писал королю и папе, обивал пороги всех канцелярий Мадрида, не раз бывал в Эскуриале. Своей неугасимой верой он, как и прежде, покорял скептиков. Но Совет по делам Индий в 1608 году решил не снаряжать новой экспедиции. И вовсе не потому, что в Совете не верили Киросу. Мотивы были совсем иные. В Совете полагали, что новые открытия вредны. Они оттягивают из Испании людей, в то время когда в стране с каждым годом падает численность населения; они открывают новые пути врагам короля, они истощают казну его величества - и это в пору, когда нет ни денег, ни возможностей удержать то, что уже открыто... И все же, атакуя королевский Совет, Кирос в конце 1609 года добился некоторого успеха. Филипп III подписал указ вице-королю Перу, в котором последнему рекомендовалось снарядить к Южному материку экспедицию.

Кирос, однако, этим не удовлетворился. Ему хорошо были известны испанские порядки, и он знал, что колониальные власти в Перу такого рода рекомендации могли и не принимать во внимание. В октябре 1614 года в Лиму был назначен новый вице-король. Кирос отправился с ним в Новый Совет в твердой уверенности, что счастье ему наконец улыбнулось. Весной 1615 года Кирос умер в Панаме. Смерть избавила его от последнего разочарования - вице-королю дано было секретное предписание: ни в коем случае не отправлять в Южное море новых экспедиций.

Абель Тасман

Эпоха новых географических открытий. Короли и императоры европейских держав вели "холодную войну" за обладание наиболее подробными картами. Солдатами в этой войне были шпионы. Вознаграждения за подобные услуги их величествам были щедрыми, но еще более щедрую награду получали те, кто отправлялся в далекое плавание, в надежде найти неизведанные дикие острова. плавание, в надежде найти неизведанные дикие острова. После покорения Нового Света взоры Европы с нетерпением обратились на неведомую южную землю или, как это звучит на латыни, терра аустралис инкогнита. Дословно "аустер" означает "южный ветер". Десятки мореходов мечтали стать вторым Колумбом. Но, увы, скорее всего из-за расхождений ожидаемого и найденного открытие Австралии растянулось на десятки лет. К этому процессу приложили руку многие отважные капитаны - Фрэнсис Дрейк, Бинно де Гонневиль, Альваро де Менданья, Педро Фернандес де Кирос и многие другие.

Первым северной оконечности Австралии достиг голландец Виллем Янц на своем корабле "Дюфкен". Произошло это в 1605 г. Он торжественно провозгласил найденную землю в районе современного залива Карпентария Новой Голландией. Хотя большого энтузиазма в Европе это открытие не вызвало. Ни золота, ни жемчуга, ни других полезных и ценных материалов обнаружить в Новой Голландии не удалось. Тем не менее с голландской базы в Батавии (современная Джакарта) сюда потянулся тоненький ручеек исследователей. Восточная Индия стала плацдармом для дальнейших исследований. В 1642 г. губернатор Антони ван Димен послал экспедицию на поиски новых земель к востоку от Маврикия. Руководил экспедицией опытный мореплаватель Абель Тасман. По этому имени не трудно догадаться, что именно удалось открыть этому мореходу - Тасманию. Правда, такое имя этот большой австралийский остров получил сравнительно недавно в 1855 г. Сам же Тасман назвал вновь открытую им землю Землей ван Димена, в честь пославшего его губернатора.

Интересно, что, высадившись на западном побережье Тасмании, голландский капитан обошел стороной Новую Голландию, то есть фактически пропустил Австралию. Тасмания была нанесена на карту, что сделало возможным в дальнейшем строительство здесь крупного английского поселения - города Хобарт, а затем и крупнейшей тюрьмы для каторжников - Порт-Артура. Хотя Тасман и вступил во владение Землей ван Димена от имени Голландии, но проку от нее было еще меньше, чем от Новой Голландии: холодный климат, дикая природа, мрачные скалы и никаких сокровищ. Местные жители никак не реагировали на серебро или золото, которые моряки в тщетных попытках демонстрировали с завидным постоянством. Эти странные, на взгляд дикарей, предметы не имели никакой ценности. Из чего следовало, что ничего подобного здесь нет, да и быть не может, поскольку местные аборигены пребывали в блаженном первобытном состоянии, не имея ни малейшего понятия о собственности, а тем более о деньгах. К сожалению, в дальнейшем им пришлось столкнуться и с тем, и с другим. Но это было уже потом. А тогда в 1642 г. Абель Тасман отправился дальше.

Удивительно, но Тасману опять повезло. Ему принадлежит честь открытия еще одной земли, на которую он, по всей видимости, наткнулся совершенно случайно. Но именно благодаря Тасману эта земля и по сей день называется Новой Зеландией. Заниматься ее подробным исследованием голландец не стал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды. Как потом выяснилось, маори были сделаны из другого материала, нежели австралийские аборигены. В дальнейшем они оказали англичанам упорное сопротивление, вследствие чего колонизация Новой Зеландии прошла по другому сценарию. С вождями маори был заключен договор, а независимость Новая Зеландия получила еще в середине XIX века.

Тасман не стал затевать военных компаний с численно превосходящим противником и отправился в Батавию. Сделав по пути остановки на островах Фиджи и Тонга, он благополучно достиг базы в Восточной Индии. Спустя два года он совершил повторное плавание вдоль Северного Побережья Новой Голландии, но ничего значительного на этот раз ему обнаружить не удалось. Последним успехом голландцев на поприще исследования Тихого океана стало открытие адмиралом Якобом Роггевеном Самоа и главное - острова Пасхи в 1722 г. Именно Роггевен впервые поведал миру о таинственных истуканах - моаи, которыми был буквально напичкан микроскопический остров.

Так или иначе, но ответ на главный вопрос - существует ли терра аустралис инкогнита или нет, так и не был получен. Многие по-прежнему утверждали, что он есть, что его нужно только найти. Честь дать ответ на этот непростой вопрос выпала великому английскому мореплавателю Джеймсу Куку. После него в Тихом океане практически не осталось белых пятен.

Джеймс Кук

Кук, Джеймс (Cook, James) (1728–1779), английский мореплаватель. Родился 27 октября 1728 в Мартон-ин-Кливленде (графство Йоркшир). Проявил себя как способный моряк, завербовался в военно-морской флот, где вскоре получил звание мичмана. В 1759–1767 обследовал берега р.Св.Лаврентия, Ньюфаундленда и Новой Шотландии. Точность составленных им карт привлекли внимание Королевского географического общества и Адмиралтейства, выбравших его для выполнения особого задания. Вместе с Ч.Грином, астрономом Географического общества, он должен был наблюдать прохождение планеты Венеры через диск Солнца 3 июня 1769 с о.Таити. Затем ему надлежало отправиться на юго-запад для поиска гипотетического Южного материка и исследовать Новую Зеландию, восточное побережье которой было открыто в 1642 голландским моряком Абелем Тасманом. Просторное плоскодонное судно Кука «Уитби» грузоподъемностью 368 т, переименованное в «Индевор», 26 августа 1768 отправилось к мысу Горн.

Проведя наблюдения на Таити и обследовав соседние острова Общества, Кук поплыл на юг до 40° ю.ш., а затем на запад, пока 7 октября 1769 не достиг Новой Зеландии. За шесть месяцев он обогнул берега архипелага, ошибочно приняв п-ов Банкс за остров и пропустив пролив Фово. Однако в целом первая съемка берегов Новой Зеландии оказалась довольно точной, удалось доказать отсутствие ее связи с Южным материком.

Кук решил возвращаться на родину вдоль восточного побережья Австралии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом. Кук достиг австралийского берега 19 апреля 1770, миновав Бассов пролив, отделяющий его от Тасмании. «Индевор» прошел на север по мелководьям Большого Барьерного Рифа, окаймляющего северо-восточный берег Австралии. 10 июня судно село на мель, однако его удалось снять, доставить на берег и отремонтировать. 16 августа при поиске выхода в открытое море корабль чуть не натолкнулся на основной риф. Переплыв через пролив между Австралией и Новой Гвинеей, Кук разрешил давно стоявший вопрос о его существовании.

Для ремонта судна 11 октября Кук прибыл в Батавию (ныне Джакарта), где многие члены экипажа погибли от малярии и дизентерии. В Англию Кук вернулся в июле 1771. 13 июля 1772 Кук отправился во второе путешествие на поиски Южного материка на перестроенном угольщике «Резольюшен» в сопровождении судна «Эдвенчер» под командой Т.Ферно. Вначале Кук обследовал акваторию к югу от Африки, пока на 67° ю.ш., в районе современной Земли Эндерби, ему не преградил путь сплошной покров льдов. Кук пересек Индийский океан вдоль 60° ю.ш., а Ферно поплыл прямо на север. Пробыв приблизительно два месяца в Новой Зеландии, Кук присоединился к «Эдвенчеру». В июне оба корабля отправились в путешествие по Тихому океану, проплыв половину пути вдоль 45° ю.ш., а затем повернули на север и, двигаясь против часовой стрелки, посетили острова Таити, Тонга и вновь Новую Зеландию. Во время шторма корабли разошлись, и Ферно, потеряв часть команды в стычке с каннибалами-маори, возвратился в Англию.

В ноябре 1773 Кук отправился в южную часть Тихого океана, проплыв сначала на юг до 67° ю.ш., затем на север до 48° ю.ш. и снова на юг до 71°10' ю.ш., 160°54' з.д., где был остановлен льдами. По пути в Новую Зеландию провел съемку о.Пасхи, Маркизских о-вов и Новых Гебрид, открыл Новую Каледонию, острова Палмерстон, Ниуэ и Норфолк. В ноябре 1774 пересек Тихий океан вдоль 55° ю.ш. и за мысом Горн обнаружил покрытые льдом Южные Сандвичевы о-ва и Южную Георгию. В июле 1775 вернулся в Англию. Во время следующей экспедиции Кук задался целью найти Северо-Западный проход из Европы к странам Востока. Эта экспедиция отправилась в плавание в июле 1776 на судах «Резольюшен» и «Дискавери». Кук посетил центральную часть Тихого океана, открыл некоторые острова архипелагов Кука и Гавайского и добрался до Северной Америки у побережья современного Орегона в марте 1778. Оттуда проследовал к северу до Берингова пролива, где на 70°44' с.ш. натолкнулся на ледяной покров. После этого Кук отправился к Гавайским о-вам и в январе 1779 встал на якорь у о.Гавайи. Неделю спустя Кук вынужден был высадиться на берег, чтобы починить сломанную фок-мачту, где был убит туземцами. Был похоронен 14 февраля 1779 в бухте Кеалакекуа (о.Гавайи).

Флиндерс Мэтью

(Flinders, Matthew) (1774-1814), английский путешественник. Родился 16 марта 1774 в Донингтоне (Линкольншир). В 1795 отправился в Австралию и при поддержке губернатора Хантера обследовал восточное и южное побережье Нового Южного Уэльса. В 1798 вместе с Джорджем Бассом совершил плавание вокруг Земли Ван-Димена (ныне о.Тасмания). Затем, посетив Англию, Флиндерс вернулся в Австралию с намерением тщательно исследовать южное побережье этого материка. Он отправился в путь с мыса Левин (Луин) в декабре 1801 и медленно продвигался на восток. В апреле 1802 встретил французскую экспедицию Николя Бодена в заливе, который впоследствии получил название Энкаунтер ("Встреча"). По прибытии в Сидней Флиндерс присоединился к другой экспедиции, во время которой открыл единственный безопасный проход через Большой Барьерный риф (проход Флиндерс) и обследовал залив Карпентария.

Поскольку на его корабле обнаружилась течь, Флиндерсу пришлось зайти на о.Тимор, откуда он отправился вдоль западного и южного берегов Австралии и прибыл в Сидней в июне 1803. По пути в Англию в августе 1803 корабль Флиндерса потерпел крушение. Раздобыв другое судно, он добрался до о.Маврикий в Индийском океане, где был задержан французскими властями, поскольку в то время Франция воевала с Англией. Флиндерс смог вернуться на родину лишь в 1810. Умер Флиндерс в Лондоне 19 июля 1814. Флиндерс известен своим вкладом в искусство судовождения. Он изобрел приспособление для учета влияния железа на отклонение стрелки компаса и первый предложил использовать барометр для предсказания изменений направления ветра. Флиндерс отстаивал название Австралия для изучавшегося им материка. Опубликовал книги Наблюдения на берегах Земли Ван-Димена (Observations on the Coast of Van Diemen's Land, 1801) и Путешествие на Южную Землю (A Voyage to Terra Australis, в двух томах с атласом, 1814).

Стерт Чарльз

Чарльз Стерт прибыл в Австралию в качестве ответственного за группу каторжников-переселенцев в 1827 году. В то время у него не было даже мысли, что он станет путешественником и исследователем.

Все же, через несколько лет он предпринял свою первую экспедицию в поисках мифологического австралийского внутреннего моря. Следуя течением реки Макуори (Macquarie), он, в конце концов, обнаружил реку Дарлинг (Darling), название которой он дал в честь губернатора колонии. Однако, экспедицию пришлось прервать, так как из-за засухи вода реки Дарлинг стала соленой.

В 1829 году Стерт исследовал систему рек Лаклан (Lachlan) и Маррамбиджи (Murrumbidgee) вплоть до реки Муррей и далее вниз по ее течению до озера Александрия (Alexandria) в Южной Австралии. Истощенная из-за низкого запаса продовольствия экспедиция с трудом преодолела обратный путь в 1400 км вверх по течению.

В 1834 году Стерту были пожалованы 2000 гектаров земель близь современной Канберры. Он занялся животноводством, но и не прекратил исследований окрестностей озера Александрия. Четыре года спустя он получил чин Главного инспектора Южной Австралии.

Его главное путешествие состоялось в 1844 году, когда Стерт в очередной раз организовал экспедицию в поисках внутреннего моря. Героическая попытка проникнуть в пустынную внутреннюю часть континента привела его в Каменную Пустыню, названную позднее в его честь (Sturt's Stony Desert), где ему пришлось провести полгода в "заточении" в местечке Презервейшн Крик (Preservation Creek). Чарльз Стерт был внимательным, доброжелательным человеком, проявлявшим глубокое уважение ко всем участникам его экспедиций и заслужившим уважение аборигенов, настоящим живым воплощением образа английского джентльмена.

Джон Макдуал Стюарт

Заинтересованный услышанными им историями о колонии Новый Южный Уэльс, в 1839 году он иммигрировал туда и на первых порах работал землемером. Возможно именно эта профессия привила Стюарту любовь у удаленным малонаселенным местностям Австралии. Позже Джон начал заниматься фермерством, а в 1844 году примкнул к экспедиции Стерта в центральную часть страны, которая продлилась 17 месяцев.

По возвращении Стюарт 12 лет работал с недвижимостью. Однако к 1858 году "зов пустыни" стал невыносимым. Вместе с охотником-аборигеном и еще одним спутником Стюарт исследовал территорию к северу от Аделаиды до Стрики-Бей. Он был награжден медалью Королевского Географического общества за преодоление тяжелейших 1200 км по неисследованному бушу. Однако трудности этой экспедиции лишь раззадорили страсть Стюарта к исследованиям. На следующий год он совершил еще две геодезические экспедиции по исследованию разведанного им района.

В марте 1860 года Стюарт совершил первое из двух своих наиболее выдающихся путешествий. Он с двумя попутчиками на 13 лошадях достигли географического центра Австралийского континента. Выдержав нападения аборигенов, голодая и испытывая жажду, экспедиция в полном составе возвратилась в Аделаиду.

Людвиг Лейхгардт

На первый взгляд он совсем не годился в путешественники. У него было слабое зрение, он совершенно не умел обращаться с оружием и не имел опыта жизни в буше. Тем не менее его вторая пятнадцатимесячная экспедиция до сих пор считается эпохальной в истории исследований Австралийского континента.

Его экспедиция прошла 4 800 километров от долины реки Дарлинг до порта Эссингтон близ Дарвина. Организованная на деньги, поступившие всего от нескольких частных лиц, она стартовала из Джумбо Стейшн (Joubour Station) в октябре 1844 года. Большинство участников группы по своим навыкам и профессиональным качествам были как бы зеркальным отражением самого Лейхгардта. В состав экспедиции входили юный англичанин, среднего рода ссыльный каторжник, юный пастух, два аборигена и негр. Только один европеец имел практический опыт бушмена. Это был Джон Гилберт (John Gilbert), натуралист, который работал вместе с известным орнитологом Джоном Гаулдом (John Gould). К сожалению, он погиб во время нападения аборигенов на лагерь экспедиции в июне 1845 года. Прибытие экспедиции в порт Эссингтон в декабре 1845 года стало настоящим сюрпризом, так как ее учасников уже давно к тому времени считали погибшими.

Трое участников действительно погибли, но остальные преодолели все трудности пути через большую часть Квинсленда и Северных территорий, открыв при этом несколько значительных рек и много земель, пригодных для сельского хозяйства. Лейхгардт вновь пустился в путь в 1846 году, намереваясь пройти весь север Австралии и по восточному побережью дойти до Перта. Но экспедиция вернулась назад, преодолев только около 800 километров, из-за болезней, плохой погоды и разногласий среди ее участников.

Не испугавшись неудачи, Лейхгардт нашел спонсоров на новую экспедицию, которая стартовала из местечка Кондамин-Ривер (Condamine River) в 1948. В ее состав входили четверо белых мужчин, двое аборигенов, а так же семь лошадей, двенадцать мулов и пятьдесят волов. Никто и никогда их больше не видел.

Берк Роберт О’ Хара

Берк (Burke) Роберт О"Хара (1821, Ирландия, — 28.6.1861, Австралия), английский исследователь Австралии. В 1860 возглавил экспедицию по изысканию трассы для трансавстралийского телеграфа. Выйдя из Мельбурна и достигнув устья р. Флиндерс на берегу залива Карпентария, Б. впервые пересек австралийский материк в меридиональном направлении. Погиб на обратном пути. Именем Б. названа открытая им река.