Навигация:   Главная Центральная Африка Транспорт и энергетика Конго
Транспорт и энергетика Конго

Главным препятствием для развития горнодобывающей и других отраслей промышленности является неразвитость транспортной системы и нехватка энергетических мощностей. Основа транспортной сети ДРК – маршруты вывоза экспортной продукции по рекам и железным дорогам. Протяженность почти всех авто- и железных дорог невелика; как правило, они связывают водные пути с районами экспортного производства.

В начале 1990-х большая часть дорог нуждалась в ремонте. Транспортные пробки – обычное явление на участке р. Конго между Киншасой и морским портом Матади. Поскольку этот отрезок реки несудоходен из-за порогов, требуются значительные затраты сил и средств для перевалки грузов с барж в железнодорожные вагоны. Железная дорога связывает Катангу с зарубежными морскими портами Лобиту и Бенгелой (Ангола), Бейрой (Мозамбик), Дар-эс-Саламом (Танзания) и Ист-Лондоном, Порт-Элизабет и Кейптауном (ЮАР). В 1990 протяженность действовавших железных дорог составила ок. 5,1 тыс. км. Из-за плохого состояния железнодорожного полотна в 1990-е годы участились аварии.

Протяженность водных путей – ок. 14,5 тыс. км, дорог (преимущественно грунтовых) – ок. 145 тыс. км. Важную роль играют внутренние авиаперевозки. Международные аэропорты расположены в городах Киншаса, Лубумбаши и Кисангани. ДРК располагает мощным гидроэнергетическим потенциалом, оцениваемым в 1 млрд. кВт. Однако в 1990 было произведено лишь 4,9 млн. кВт/ч электроэнергии.

Внешняя торговля

ДРК – экспортер продукции горнодобывающей промышленности и сельскохозяйственной продукции. Главная статья экспорта – медь, продажа которой принесла стране в 1990 почти половину экспортных поступлений. Важное место в списке экспортных товаров занимают кобальт, алмазы, цинк и касситерит. Как правило, доля полезных ископаемых в экспорте составляет ок. 80%. Остальные статьи экспорта – кофе, продукты масличной пальмы, каучук и древесина. Импортируются машины, транспортные средства, продовольствие, продукция текстильной и химической промышленности, металл и изделия из металла.

Стоимость экспорта обычно намного превышает стоимость импорта. В 1990 например, экспорт принес 2,14 млрд. долл., а затраты на импорт составили 1,54 млрд. долл. Однако значительные затраты на содержание управленческого аппарата и обслуживание долга в период после экономического кризиса середины 1970-х годов привели к значительному ежегодному дефициту платежного баланса. Главным внешнеторговым партнером остается Бельгия, на долю которой приходится свыше трети экспорта. Другие крупные внешнеторговые партнеры – США, Франция, Германия, Италия и Япония.

Финансы и банковское дело

С целью эмиссии местной валюты, регулирования денежных потоков и осуществления кредитной политики в 1964 был создан Центральной Банк. В 1960-х годах франк неоднократно девальвировался, а в 1967 в обращение была введена новая денежная единица – заир. В 1992 финансовая система страны рухнула, и в 1998 заир был заменен на новый конголезский франк.

Государственный бюджет

В период 1960–1990 государственный бюджет сводился с дефицитом. С 1967 дефицит бюджета принял угрожающие масштабы. Обычно ежегодные дефициты покрывались за счет займов Центрального Банка, что было одним из факторов сильной инфляции. Основным источником государственных доходов были налоги на внешнеторговые операции, а также экспортные пошлины на продукцию горнодобывающей промышленности, импортные пошлины, налоги на личные доходы и доходы корпораций.

При президенте Мобуту и премьер-министре Леоне Кенго Ва Дондо (1982–1986, 1988–1990 и 1994–1997) сложилась практика сокрытия истинного положения в государственных финансах, когда реальные расходы значительно отличались от декларированных показателей. Так, опубликованные данные о некоторых статьях расходной части бюджета 1989 выглядели следующим образом: обслуживание государственного долга – ок. 29%, образование – 7%, национальная оборона – 8% и расходы на содержание президента и его аппарата – 15%. На самом деле почти половина расходной части бюджета была потрачена на нужды президента. Бóльшая часть программ развития финансировалась за счет иностранных займов и субсидий. В 1989 бюджет развития составил ок. 10% суммы всех государственных расходов. После прекращения в 1990 иностранной экономической помощи эта статья расходов исчезла из государственного бюджета.