Навигация:   Главная Центральная Америка Образование в Мексике
Образование в Мексике

Управление и руководство просвещением осуществляют федеральные власти, власти штатов и муниципалитеты. Наряду с государственными учебными заведениями существуют учебные заведения (главным образом средние), созданные частными лицами и неправительственными организациями с разрешения официальных властей. Религиозным организациям не разрешается открывать начальные, средние и педагогические школы, но церковь продолжает оказывать влияние на воспитание детей и молодёжи. Одна из основных задач — ликвидация неграмотности, особенно среди индейского населения. Кампания по борьбе с неграмотностью была начата в 1944 году, к 1970 году число неграмотных снизилось до 24%.

По данным на 2005 г. грамотно 92,4% взрослого населения. Начальное образование является обязательным. Различными формами обучения в 2005/2006 учебном году было охвачено 28,4 млн. чел. (высшим — 4,7%). В Мексике действует более 800 вузов, из них более 220 — частные, и самый крупный в мире автономный университет в Мехико.

Для детей от 4 до 6 лет существуют детские сады (в 1969 году в них воспитывалось 429,1 тыс. детей, что составляет около 8—9% общего числа детей соответствующего возраста). Всеобщим обязательным и бесплатным считается 6-летнее начальное образование, однако в 1968 году 29% детей от 6 до 15 лет не посещали начальную школу. Велик процент отсева; так, в 1969 году в первых классах всех начальных школ училось 2,4 млн. учащихся, а в шестых — 692 тыс. учащихся, т. е. примерно 3/4 поступивших в начальные школы в 1963 году бросили её, не доучившись, главным образом из-за тяжёлого материального положения семей. В сельской местности преобладает однокомплектная начальная школа с 3—4-летним сроком обучения.

В 1971 учебном году в начальных школах обучалось свыше 9,6 млн. учащихся. Средняя школа — 5-летняя, состоит из 2 циклов (3 и 2 года обучения). 1-й цикл — общеобразовательная промежуточная школа или техническая промежуточная школа, 2-й цикл — общеобразовательная подготовительная к университету или техническая подготовительная к Национальному политехническому институту.

В 1968 учебном году в общеобразовательных промежуточных средних школах обучалось 758,8 тыс. учащихся, в технических промежуточных школах — 110,3 тыс. учащихся, в общеобразовательных подготовительных к университету школах — 189 тыс. учащихся, в технических подготовительных к Национальному политехническому институту школах — 43,8 тыс. учащихся. В 1968 учебном году в педагогических училищах обучалось 44,5 тыс. учащихся, в индустриальных, с.-х., художественных училищах (на базе 6-летней начальной школы) — 25,3 тыс. учащихся.

В 1969 году в Мексике было 38 высших учебных заведений; в том же 1969 учебном году в них обучалось 188 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Национальный автономный университет (основан в 1551 году) и Национальный политехнический институт (основан в 1936 году) в Мехико, университеты в Гвадалахаре, Морелии, Пуэбле и др.

В начале 1970-х гг. имелось 26 библиотек, из них наиболее крупная Национальная библиотека в Мехико (основана в 1833 году); 30 музеев, среди них — Музей современного искусства, Национальный музей антропологии, Национальный музей истории, Музей мексиканской флоры и фауны, Галерея живописи и скульптуры Сан-Карлос (все в Мехико).

Наука и научные учреждения

Естественные и технические науки. В древний период (до 16 в.) среди народов Мексики наибольшими научными знаниями обладали майя. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, владели позиционной системой счёта и понятием нуля. Майя создали солнечный календарь и систему летосчисления, получившие распространение у тольтеков, ацтеков и др. народов Мексики.

Они умели вычислять с большой точностью продолжительность солнечного года и лунного месяца, рассчитывать солнечные и лунные затмения; сооружали специальные здания для астрономических наблюдений. Им были известны планеты. Практические успехи были достигнуты и в медицине, особенно в диагностике, хирургии, фармакологии; при сложных операциях применялись наркотические средства, в лечебной практике использовалось более 400 растений. Колонизация Мексики Испанией нанесла самобытной культуре индейских народов невосполнимый ущерб.

В колониальный период (16 — начало 19 вв.) естественные науки развивались в основном силами учёных из Европы, главным образом из Испании. Многие из них длительное время жили в Мексике, внесли значительный вклад в исследование её природы и по праву считаются представителями мексиканского естествознания.

Географическим и ботаническим исследованиям Мексики положили начало колониальные экспедиции У. Мендосы, Н. де Гусмана, П. де Леона и др. В 1-й половине 16 в. были основаны первые высшие учебные заведения: Школа Санта-Крус (1536 г.), университет в Мехико (1551 г.). Началось изучение наследия индейских народов в области медицины и фармакологии (Н. Монардес, Х. Карденас), продолжалось описание флоры и фауны Мексики (Ф. Эрнандес, М. де ла Крус и Х. Бадиано). В связи с развитием горного дела разрабатывались методы извлечения металлов из руд. К началу 17 в. в развитии наук произошёл некоторый спад, одна из причин которого — политический и экономический упадок в самой Испании. Наиболее крупная фигура мексиканской науки конца 17 в. — королевский космограф К. де Сигуэнса-и-Гонгора, автор астрономических трудов, работ по географии, геодезии, картографии, истории майя и ацтеков, пропагандист сочинений Кеплера, Галилея, Декарта.