Навигация:   Главная Центральная Америка Общественные науки в Мексике
Общественные науки в Мексике

Философия

Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус. В конце 16 — 17 вв. в Мексику начали проникать идеи европейского гуманизма (К. де Сигуэнса-и-Гонгора и др.). Во 2-й половине 18 в. влияние новой европейской философии (в частности Р. Декарта) сказалось и на творчестве ряда мексиканских философов (Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос и др.). В период войны за независимость от Испании в стране распространялись революционно-материалистические идеи французских философов (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескьё, Д. Дидро).

В 1-й половине 19 в. в Мексике продолжалась борьба двух основных течений: схоластики (К. де Хесус Мунхия) и рационалистических, материалистических идей, ставших основой социально-политических доктрин национальной буржуазии. Видным представителем материалистической философии этого периода был И. Рамирес, которого иногда называют мексиканским Вольтером.

После буржуазной революции 1854—60 гг. в Мексике получили распространение идеи позитивизма. Г. Барреда пытался интерпретировать историю Мексики в соответствии с учением О. Конта о социальной эволюции. Ученики Барреды основали в 1877 году т. н. Методофильскую ассоциацию для разработки и распространения идей позитивизма.

Главным противником материалистической философии, а также позитивизма во 2-й половины 19 в. выступила католическая философия (Г. Гарсиа, Р. Норьега и др.). В конце 19 — начале 20 вв. позитивизм стал господствующей доктриной. В этот период в Мексику начали проникать идеи естественнонаучного материализма. Ф. Эрнандес, Э. О. Арагон и др., будучи по ряду вопросов близки к позитивизму Г. Спенсера, пытались на основе материалистического монизма Э. Геккеля и эволюционной теории Ч. Дарвина осмыслить основные научные открытия 19 в. Появились первые крупные исследования по истории философских идей в Мексике (А. Ривера, Э. В. Тельес). С 70-х гг. 19 в. начали распространяться марксистские идеи.

В 1-й половине 20 в. на смену исчерпавшему себя позитивизму пришли интуитивизм, неокантианство, экзистенциализм. Усилилось влияние томизма. Наиболее известными мексиканскими философами-идеалистами 1-й половины 20 в. были А. Касо, отстаивавший идеи Э. Бутру и А. Бергсона, Х. Васконселос, создавший под влиянием религиозного мистицизма учение т. н. эстетического монизма, и С. Рамос, близкий по своим идеям испанскому философу Х. Ортеге-и-Гасету. В период президентства Л. Карденаса-и-дель-Рио в стране сложились относительно благоприятные условия для пропаганды социалистических идей. Большую роль в этом сыграл созданный в 1936 году "Рабочий университет".

После 2-й мировой войны в Мексике продолжали распространяться различные течения буржуазной философии: неосхоластика, неокантианство (Ф. Ларройо и др.), учение Ортеги и др. Большое место в работах современных мексиканских философов занимают исследования по истории философской мысли Мексики. В 1963 в Мексике состоялся 13-й Международный философский конгресс. В центре внимания мексиканских марксистов — проблемы общественного развития страны, революционного движения рабочего класса и национально-освободительной борьбы. Среди философов-марксистов известны Э. де Гортари, А. С. Васкес и др.

Философские факультеты имеются в ряде университетов. При Национальном автономном университете, кроме философского факультета, работает институт философских исследований. Философский журнал.: "Filosofia у Letras" (с 1941), "Dianoia" (с 1955). Р. Бургете.