Навигация:   Главная Центральная Америка Историческая наука (Мексика)
Историческая наука (Мексика)

Зарождение исторической науки в Мексики относится к последней трети 18 в., когда появились первые исторические труды иезуитов Ф. Х. Алегре, А. Каво, Ф. Х. Клавихеро, в которых они высоко оценивали древние индейские культуры. Историю изучали просветители Х. И. Бартолаче, Х. А. Альсате, Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос. В 1-й половине 19 в. вышли работы буржуазно-либеральных историков К. М. Бустаманте, Л. де Савалы, Х. М. Л. Моры, освещавшие войну за независимость Мексики 1810—24 с патриотических позиций. Консерватор Л. Аламан идеализировал колониальный режим и осуждал освободительное движение. Против идей Аламана и его последователей (Э. Кастильо Негрете, Ф. де П. де Аррангойс) в конце 19 — начале 20 вв. выступили представители радикального течения В. Рива Паласио, Х. Сарате, И. М. Альтамирано, А. Ривера, Х. Гарсиа. Апологетами реакционной диктатуры П. Диаса являлись в то время Ф. Бульнес, Э. Рабаса и др.

Под влиянием буржуазно-демократической революции 1910—17 гг. возрос интерес к проблемам истории. В 20—30-х гг. появились новые научные учреждения и общества: Национальная академия истории и географии (1925 г.), Мексиканская академия истории (1940 г.), местные исторические, археологические, этнографические и другие музеи. Расширилась публикация источников. В условиях обострения политической и идеологической борьбы ещё более отчётливо, чем прежде, проявились противоположные концепции исторического прошлого Мексики. В исторической литературе 20—30-х гг. доминировало традиционное консервативно-клерикальное направление, близкое к воззрениям Аламана (А. Хибаха-и-Патрон, Т. Эскивель Обрегон, А. М. Карреньо. Р. Гарсна Гранадос, М. Куэвас). В связи с подъёмом демократического и антиимпериалистического движения в период президентства Л. Карденаса в 40-х гг. активизировались исторические исследования, повысился их научный и профессиональный уровень. В 1943 году было создано Мексиканское историческое общество, а в 1946 году на его базе — Объединение по изучению истории М., в 1949 году — Мексиканское общество по изучению истории. В 40—50-х гг. основан ряд локальных центров и обществ. В 50—60-х гг. опубликовано много документов по истории Мексиканской революции 1910—1917 гг.

После 2-й мировой войны историческая наука стала переходить к более глубокому, аналитическому изучению прошлого. Несмотря на живучесть откровенно реакционных взглядов ("неоаламанизм", труды Х. Браво Угарте, Х. Вера Эстаньоля), консервативно-клерикальное направление в целом переживает упадок. Получило развитие демократическое направление, продолжающее и углубляющее лучшие традиции либеральных историков 19 — начале 20 вв. Некоторые его представители близки к материалистическому пониманию истории. Значительный интерес к социально-экономическим процессам характерен для А. Куэ Кановаса, Л. Чавеса Ороско, А. Теха Сабре. Заметную роль стала играть буржуазно-либеральная "объективная" школа, возглавляемая Д. Косио Вильегасом. В русле её идей выступают также С. Савала, Х. Миранда, М. Каррера, Стампа, К. Бош Гарсиа. Среди многочисленных работ о Мексиканской революции 1910—17 гг. выделяются книги Р. Бланко Моэно, Х. Сильвы Эрсога, Х. Ромеро Флореса, М. Гонсалеса Рамиреса и др.

Важными центрами по изучению истории и сосредоточению исторических документов являются: Национальный музей истории (1822 г.), Главный национальный архив (1823 г.), Национальная библиотека (1833 г.), Эль колехио де Мехико (основана в 1940 г.). При Национальном автономном университете имеются: Институт исторических исследований (основан в 1945 г.), Институт социальных исследований, Национальная школа политических и общественных наук. В 1953 году основан Национальный институт по изучению истории Мексиканской революции. Научные центры местного масштаба существуют в Гвадалахаре, Монтеррее, Чиуауа, Пуэбле, Морелии и др. городах. Материалы по истории публикуются в журналах: "Historia Mexicana" (с 1951 г.), "Revista Mexicana de Sociologia" (с 1939 г.), "Revista Mexicana de Ciencia Politica..." (с 1955 г.), "Historia у Sociedad" (с 1965 г.), а также в ежегоднике — "Estudios de Historia Moderna у Contemporanea" (с 1965 г.).