Навигация:   Главная Центральная Америка Современный Гондурас
Современный Гондурас

Военные хунты, коррупция, огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми слоями населения, преступность и стихийные бедствия – всё это сделало Гондурас одной из самых слаборазвитых и небезопасных стран Центральной Америки.

До середины 1980-х годов в политической жизни Гондураса доминировали военные, которые с большим энтузиазмом поддерживали усилия США в противодействии возникновения революционных движений в регионе. С тех пор гражданские лидеры с переменным успехом пытаются разными способами ослабить власть военных. Некоторых военных офицеров привлекли к ответственности за нарушение прав человека, но многие до сих пор не ответили за преступления, совершённые в 1980-х годах.

Гондурасское общество страдает от экономического неравенства – от недостаточного питания, обеспечения кровом и детской смертности. В Гондурасе по большей части живёт молодое население – около 50% гондурасцев моложе 19 лет. Но бедность, хроническая безработица и мнимые перспективы от торговли наркотиками – всё это вносит серьёзный вклад в волну преступлений, совершаемую в основном молодёжными бандами, известными как «марас». Считается, что у банд марас несколько десятков тысяч членов, которые угрозами и насилием контролируют бедные районы крупных и малых населённых пунктов. Тем временем, многие офицеры полиции сами вовлечены в организованную преступность.

В 1998 году Гондурас сильно пострадал от урагана Митч. Как минимум 5 000 человек лишились жизни, а страна потеряла 70% всего урожая. Ущерб, нанесённый ураганом, оценивался в 3 млрд. долларов США, что нанесло серьёзный удар по развитию страны.

Ежегодно тысячи жителей Гондураса покидают страну в поисках лучшей жизни – многие из них эмигрируют в США. Деньги, высылаемые домой подобными эмигрантами, служат важным источником доходов многих семей.

Политические лидеры

Спикер конгресса Роберто Мичелетти стал временным президентом после свержения военными в июне 2009 года избранного президента Мануэля Селайи. Принимая власть, г-н Мичелетти сказал, что президент Селайя был отстранён конституционно, а выборы президента, запланированные на 29 ноября, пройдут в срок как и было намечено.

28 июня 2009 года с поста президента Гондураса военными был свергнут избранный в 2005 году Мануэль Селайя. Он был арестован незадолго до проведения голосования по организованному им конституционному референдуму, который был объявлен теми кто его свергнул неправомерным.

Прилетев в Коста-Рику, г-н Селайя заявил, что был похищен солдатами. На референдуме г-н Селайя планировал просить народ Гондураса разрешения остаться ещё на один срок президентства (конституция страны не позволяла ему баллотироваться ещё на один срок). Верховным Судом Гондураса референдум был признан незаконным, а военные, которым он не был по душе, поддержали это решение.

Смещение Селайи было широко осуждено в Латинской Америке и по всему миру. Г-н Селайя (представляет Либеральную партию) в ноябре 2005 года в напряженной борьбе одержал верх на президентских выборах с перевесом в 75 000 голосов. Его главный оппонент, представитель Национальной партии Порфирио «Пепе» Лобо Соса, признал поражение спустя 10 дней после неясности с подсчётом голосов, случившейся по техническим проблемам. Г-н Селайя, работавший ранее в правительстве бывшего президента Карлоса Флореса, вступил в должность, обещав проведение борьбы против преступности и коррупции. Его предшественник, представитель Национальной партии Риккардо Мадуро, осуществлял экономические реформы на кредит от Международного валютного фонда (МВФ) и изменил уголовный кодекс, пытаясь усмирить разгул преступности.

СМИ

Свобода СМИ в Гондурасе сильно ограничена законами об ответственности за клевету. По этим законам в каждом случае от журналистов требуется раскрытие источников информации. Журналисты вынуждены заниматься самоцензурой, чтобы не причинить политического и экономического вреда владельцам СМИ где они работают. Случались подкупы журналистов властями. По сообщению организации «Репортеры без границ», уровень преступности против журналистов «чрезвычайно высок».