Навигация:   Главная Центральная Америка Общество и культура Коста-Рики
Общество и культура Коста-Рики

Коста-Рика представляет собой уникальный для Центральной Америки пример стабильной демократии. За исключением периода гражданской войны 1948 года, правительства сменяли друг друга в соответствии с установленным конституцией порядком. Землевладение отличается высокой концентрацией; в 1984 году 27% всех сельскохозяйственных земель было сосредоточено в руках 1% землевладельцев. Многие фермы настолько малы, что не окупаются, и их владельцам приходится дополнительно работать по найму. Все большее число крестьян переселяется в города.

Здравоохранение

По данным на 1995 год, Министерство здравоохранения располагало 1428 амбулаториями первичной медицинской помощи, а удаленные районы обслуживались передвижными медицинскими и стоматологическими пунктами. В системе социального обеспечения имеется 112 поликлиник и 29 больниц, включая специализированные учреждения (психиатрические, педиатрические, акушерские и гериатрические). В 1992 году на 1000 жителей страны приходилось 2,5 больничной койки и 12,6 врачей. В 1997 году ожидаемая продолжительность жизни составляла 72 года.

Трудовое законодательство и социальное обеспечение. Министерство труда следит за соблюдением положений принятого в 1943 году трудового законодательства, которое позволяет урегулировать многие трудовые споры путем консультаций.

В 1945 году был создан национальный профсоюзный центр — Костариканская конфедерация трудящихся-демократов (ККТД), входящая в Межамериканскую региональную организацию трудящихся (ОРИТ) и Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). Другое крупное профсоюзное объединение — Унитарная конфедерация трудящихся, входящая во Всемирную федерацию профсоюзов.

С середины 1980-х годов профсоюзы в значительной степени уступили свое место т. н. "ассоциациям солидарности", в которых наряду с наемными работниками участвуют и работодатели. Основу ассоциаций составляют программы накопления сбережений: социальное страхование (покрывающее выплаты по болезни, временной нетрудоспособности, материнству и родам, пенсии по старости и пособия в случае смерти кормильца) обеспечивается взносами нанимателей и работников и средствами, выделенными государством.

Культура

Культура Коста-Рики в основе своей испанская, хотя в ней сильны индейские, афрокарибские, североамериканские и некоторые другие влияния. В стране активно действуют общества художников, писателей, артистов и музыкантов, причем некоторые из них пользуются международной известностью. В ведении министерства культуры находится несколько музеев (в частности Национальный музей, основанный в 1887 году), оно финансирует драматические коллективы, киностудии, издательскую деятельность и Национальный оркестр. В стране остаются популярными карибские (сальса) и мексиканские (ранчера) мелодии. Художественные ремесла развиты здесь меньше, чем в других странах Центральной Америки.

Литература

Литература колониального периода мало изучена. Как самостоятельная литература Коста-Рики начала развиваться после провозглашения в 1821 году независимости. Впервые к изображению народного быта обратились в начале 20 в. писатели-костумбристы Х. Гарсиа Монхе (1881—1958 гг.), М. Гонсалес Селедон (1864—1936 гг.) — автор рассказов и повестей из сельской жизни, и др., а также драматурги К. Д. Уренья (1876—1932 гг.), Э. Кальсамилья (1880—1918 гг.) и др. В поэзии национальные мотивы получили развитие в творчестве поэтов, выпустивших в 1890—1891 гг. коллективный сборник "Костариканская лира". Антиимпериалистические тенденции появились в романах "Больное дерево" (1918 г.) и "Падение орла" (1920 г.) К. Гахини (1865—1925 гг.), в социальных романах "Кузен" (1905 г.) и "Сфинкс на тропе" (1914 г.) Х. Кардоны (1863—1930 гг.), в творчестве Кармен Лиры (1888—1951 гг.).

В 30—40-е гг. 20 в. в литературе развиваются различные течения. Декадентские черты характерны для творчества прозаика М. Хименеса (1900—47 гг.), поэтов Р. Бренеса Месена (1874—1947 гг.), Р. Кардоны (р. 1892 г.), Х. Марчены (р. 1892 г.) и др. Тема социальной борьбы — в центре романов К. Л. Фальяса (1909—66 гг.) "Мамита Юнай" (1941 г.) и "Маркое Рамирес" (1951 г.), ставших значительным событием литературной жизни Латинской Америки, а также романов: "Зелёный ад" (1935 г.) и "Педро Арнаэс" (1942 г.) Х. Марина Каньяса (р. 1904 г.), "Заросли" и "Порт Лимон" (1950 г.) Х. Гутьерреса (р. 1918 г.), "Тот, кого называют народом" (1942 г.) и "Живые поленья" (1962 г.) Ф. Доблеса (р. 1918 г.) и его сборников "Рассказы папаши Мундо" (1955 г.) и "Майху" (1957 г.).

Архитектура и изобразительное искусство

Древнее искусство Коста-Рики развивалось под влиянием цивилизаций Мексики, Панамы и Колумбии. Сохранились каменные алтари с рельефами, гигантские головы, фигурки людей и животных; керамические статуэтки, полихромные и фигурные сосуды; фигурки и подвески из жадеита и из сплава золота и меди. Постройки до 18 в. разрушены землетрясениями и набегами пиратов. В Сан-Хосе, Картаго и Ороси сохранились некоторые здания, построенные в испанском колониальном стиле. От 18 в. сохранились церкви в Эредии и Ороси. Города правильно распланированы, в районах богатой застройки озеленены. Низкие дома из адобы и кирпича, с внутренними дворами, окрашены в светлые тона. Многочисленны также 1-этажные дома из бетона; окраины городов окружены бараками и лачугами; в индейских поселениях — хижины из пальмовых листьев. В 19 в. появилось изобразительное искусство (скульпторы Ф. Гутьеррес, Х. Мора Гонсалес, живописец Э. Эчауди).

С 1920-х гг. формируется местная школа; впечатляющие образы народной жизни создали живописцы и графики Франсиско Амигетти (р. 1908 г.), К. Бренес Аргузло де Рисо, М. де ла Крус Гонсалес, Ф. Гонгора; остро характерны образы индейцев, созданные скульптором Франсиско Суньигой (р. 1913 г.). Ряд мастеров склоняется к стилизации (скульптор и живописец Макс Хименес (1908-1947 гг.)) и модернизму. В народном искусстве выделяются резьба и яркая роспись на повозках ("карретах"), выделка многоцветных узорных тканей и ковров (у индейцев борука), вышивка и плетение (у индейцев брибри). Также из современных художников наиболее известен гравер и живописец Рафаэль Фернандес.