Навигация:   Главная Центральная Европа Политика Словении
Политика Словении

Внешняя политика

Независимость Словении была признана ведущими зарубежными государствами в 1993. Словения – член ООН и ее специализированных организаций. 1 мая 2004 страна стала членом ЕС. Она намерена вступить в блок НАТО. Дипломатические отношения с Россией установлены в 1992. С 1993 оба государства подписали ряд соглашений о сотрудничестве в торговой и экономической области. Торговый оборот между двумя странами расширяется. В 2001 произошли две встречи между премьер-министром Словении и президентом России. 29 марта 2004 Словения официально стала членом НАТО.

Внутренняя политика

Глава государства – президент, одновременно являющийся верховным главнокомандующим. В компетенции президента определять даты проведения выборов в Государственное собрание, обнародовать законы, назначать и отзывать дипломатических представителей, осуществлять право помилования, награждать орденами, присваивать почетные звания и т.д. Президент избирается на прямых всеобщих выборах тайным голосованием на пятилетний срок и не может занимать пост более двух сроков подряд. С 22 декабря 2002 президент – Янез Дрновшек, бывший лидер Либеральных демократов Словении.

Центральная исполнительная власть принадлежит правительству, состоящему из председателя (премьер-министра) и министров, подотчетных Государственному собранию. Кандидатура премьер-министра предлагается Государственному собранию президентом после консультаций с руководителями парламентских фракций. Обычно на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции, победившей на парламентских выборах. Премьер-министр избирается тайным голосованием, большинством голосов всех депутатов. С 2002 премьер-министр Антон Роп, лидер Либеральных демократов Словении.

Судебная система включает 44 районных и 11 окружных судов первой инстанции, 4 высших суда (суды второй инстанции), Верховный суд (члены избираются парламентом) и Конституционный суд (судьи избираются парламентом на 9 лет и назначаются президентом). Коме того, действует система судов по трудовым и социальным вопросам. За соблюдением основных прав и свобод человека следит омбудсмен Словении, который отчитывается перед Государственным собранием. Управление на местах осуществляют выборные органы власти, представленные 192 администрациями общин, из которых 11 имеют статус городских.

Либеральные демократы Словении (ЛДС) – центристская партия, образованная в 1994 в результате объединения Либерально-демократической партии (создана в 1990), Демократической партии, Социалистической партии и Зеленых – Экологическо-социальной партии. Придерживается традиций и ценностей либеральной демократии, входит в европейское объединение либеральных и демократических партий, выступает за независимость и суверенитет страны, политический мир и ненасилие, развитие гражданского общества и рыночную экономику при социальном и правовом государстве. На выборах в октябре 2000 получила 36,3% голосов и 34 из 90 мест в Государственном собрании. Лидер – Антон Роп (премьер-министр Словении).

Объединенный список социал-демократов (ОССД) образован в мае 1993 в результате объединения Партии демократического обновления (бывшего Союза коммунистов), Социал-демократического союза и Рабочей партии. Социал-демократическая партия, входящая в Социалистический Интернационал и Партию европейских социалистов. ОССД выступает за демократический социализм на основе парламентской демократии, солидарности, социального и правового государства и социального партнерства. На выборах 2000 получила 12,1% голосов и 11 мест в Государственном собрании. Входит в правящую коалицию во главе с ЛДС. Лидер – Борут Пахор (председатель Государственного собрания).

Словенская народная партия (СНП) – правоцентристская, образована в 2000 в результате объединения Словенского крестьянского союза – Народной партии и Словенских христианских демократов. СНП выступает за развитие демократии, правового государства, частной собственности и идеологическую свободу на основе христианских и традиционных ценностей, провозглашает стремление обеспечить социальную справедливость и равные возможности для всех. На выборах 2000 собрала 9,6% голосов, получила 9 мест в Государственном собрании и вошла в правящую коалицию во главе с ЛДС. Лидер – Франц Бут.

Демократическая партия пенсионеров (ДППС) создана в 1990-х. Выступает в защиту интересов пенсионеров страны, против приватизации пенсионных фондов. Провозглашает свою приверженность принципам суверенного, светского, правового и социального государства, а также «полицентричной» экономики. В 2000 получила 5,2% голосов и 4 места в Государственном собрании. Поддерживает правительственную коалицию во главе с ЛДС. Лидер – Антон Роус.

Социал-демократическая партия Словении (СДПС) – ведущая оппозиционная партия. Основана в феврале 1989, отрицает «некритическое» заимствование идей западноевропейской социал-демократии, вышла из Социалистического Интернационала и делает упор на словенскую самобытность. Является наблюдателем в Европейской народной партии, выступает за создание «общества свободных индивидов», «социальное рыночное хозяйство», парламентскую и экономическую демократию и государство всеобщего благоденствия. Партия провозглашает необходимость социального корректирования «игры рыночных сил» и отрицает экономический либерализм. На выборах 2000 СДПС получила 15,8% голосов и завоевала 14 мест в Государственном собрании. Лидер – Янез Янша.

Новая Словения – Христианская народная партия (НС) образована в августе 2000, отколовшись от объединенной Словенской народной партии. Провозглашает приверженность «ценностям христианской цивилизации», европейским и словенским культурным, демократическим, моральным и социальным ценностям. Считая себя партией христианско-демократического типа, выступает за парламентскую демократию и «социальное рыночное хозяйство» с соответствующими элементами государственного регулирования. На выборах 2000 получила 8,6% голосов и 8 мест в собрании. Находится в оппозиции. Лидер – Андрей Баюк.

Социальная политика

Примерно 1,7% ВВП Словении обеспечивают научные разработки и новые технологии. По числу научных работников и научно-исследовательских институтов Словения стоит в одном ряду с развитыми европейскими странами. Научные исследования проводятся в рамках Словенской академии наук и искусств, в университетах и отраслевых институтах. Особое внимание уделяется таким отраслям знания, как биокибернетика, биохимия, молекулярная биология, биотехнология, робототехника, автоматизированные измерительные системы, компьютерный контроль большого спектра производственных процессов. Флагманом словенской науки является Институт Йозефа Стефана в Любляне, где проводятся исследования в области математики, химии, биохимии, физики, электроники, информационных технологий и ядерной физики. В стране работают десятки научно-исследовательских институтов, в том числе старейший из них – Сельскохозяйственный институт Словении (основан в 1898), Институт биофизики Люблянского университета, Палеонтологический институт, Национальный биологический институт, Национальный химический институт, Словенский институт лесоведения, Институт по исследованию карста и многие другие.

Международные связи

После независимости правительство Словении признало сотрудничество с ЕС одной из своих ключевых задач. Переговоры о сотрудничестве начались в марте 1998г. и закончились в декабре 2002г. 23 матрта 2003 был проведен референдум, на котором 89% голосов было отдано за вступление страны в ЕС. Словения вступила в Европейский Союз 1 мая 2004г. У Словении есть один комиссар в Европейской комиссии и семь парламентариев были выбраны в Европейский парламент на выборах 13 июня 2004г.

Словения находится в центре европейских этнических перекрестков. На протяжении истории сегодняшняя Словения являлась важной транзитной зоной в Европе. Со времени первого поселения здесь в 6 в. Жители Словении должны были бороться за эти территории и защищать свое культурное, политическое и экономическое наследие перед славянскими и европейскими племенами. В этой борьбе Словения потеряла 2/3 своих территорий.

Словения уделяет особое внимание положению венгерских и итальянских национальных меньшинств также ,как и положению граждан Словении в соседних странах. Сегодня словены, составляющие национальные меньшинства в Италии, Австрии и Венгрии, обладают правами и особым статусом. Одним из приоритетов министерства иностранных дел Словении является сотрудничество с Организацией экономического сотрудничества и развития Европы.