Навигация:   Главная Восточная Африка Население Кении II
Население Кении II

Права кикуйю на земли Центрального нагорья отрицали не только белые поселенцы, но и традиционные их враги – скотоводы-масаи. Мигрировав на территорию современной Кении ок. 600 лет назад, масаи расселились на большей части территории Рифтовой долины и прилегающих нагорьях, где разводят крупный рогатый скот, овец и коз.

В настоящее время масаи живут в южных округах Нарок и Каджиадо, бывших масайских резерватах, созданных англичанами. Хотя масаи бережно хранят традиции, они восприимчивы к новшествам, которые признают полезными. Основные формы социальной организации масаев – кланы и возрастные группы. Кланы локализованы, их члены проживают на территориях, которые они считают своими по праву первопоселенцев.

Возрастные группы – надклановый мужской институт. Они составляют основу иерархической организации масайского общества. У каждой группы имеются определенные права и обязанности. По достижении юношеского возраста мальчики подвергаются обряду обрезания, их обучают воинскому искусству, и через два года они становятся воинами (моранами). Когда в разряд воинов переводится очередная возрастная группа, их предшественники поднимаются на ступеньку вверх, в категорию младших старейшин, а бывшие до этого времени младшими старейшинами воины становятся старшими старейшинами. Последние являются правящей группой.

Многие в Кении и за ее пределами считают, что масаи, противники всего нового, стремятся сохранить традиционный образ жизни. И английская администрация, и правительство независимой Кении преувеличивали приверженность масаев к традициям и их нежелание модернизировать свои социальные институты и хозяйственную деятельность.

Почти 400 тыс. масаев действительно сохраняют большую часть своих традиций, но при этом они приспосабливаются к жизни в современной Кении. Еще в колониальный период они быстро восприняли такие новшества, как вакцинацию крупного рогатого скота против ящура и противоклещевую дезинфекцию. После провозглашения независимости в 1963 масаи приняли активное участие в политической жизни страны.

В районах, населенных масаями, было создано много современных образовательных и лечебных учреждений. Вопреки традициям, многие масаи возделывают зерновые культуры на склонах холмов, в долинах рек и вокруг болот. Занятие земледелием способствовало диверсификации хозяйственной жизни масаев. После того как масаи создали специальные этнографические деревни, где туристы имеют возможность посетить типичное масайское жилище и приобрести местные сувениры, возросли доходы от иностранного туризма. Часть прибыли, получаемой от посещений туристами национальных парков и заповедников, масаи делят с соседними этническими группами. Все больше масаев переезжает в города. В Найроби масайская молодежь обычно устраивается в службы охраны.

Община европейских поселенцев была особой социально-политической группой с не менее примечательными особенностями, чем у кикуйю или масаев. В начале 20 в. и по окончании обеих мировых войн правительство Великобритании всячески стимулировало участие британцев в экономическом развитии Кении. Европейские поселенцы стремились выторговать больше политических прав у колониальной администрации Кении и правительства Великобритании. Благодаря усилиям европейцев постепенно налаживалось производство на экспорт кофе и продуктов животноводства, что приносило значительные поступления в казну колониальной администрации.

Европейцы занимали влиятельное положение в Законодательном совете, а жесткий расовый барьер защищал их привилегии. После передачи власти африканскому правительству началось проведение политики выкупа европейских ферм для расселения на них африканцев, и большинство европейцев эмигрировало из Кении, главным образом в Великобританию и ЮАР.

В колониальный период статус азиатов был промежуточным: их позиции были хуже, чем у европейцев, но лучше, чем у африканцев. Индийцы не могли подорвать политическое господство европейцев в Кении, но захватили контроль над розничной торговлей. Привычными фигурами для Кении тех лет были индиец-торговец, бродивший со своим товаром по внутренним районам страны, или с виду бедный, но на самом деле весьма состоятельный индиец, владевший небольшой лавкой.

В свое время европейцы, а несколько позднее и некоторые африканские политические деятели опасались, что в Восточную Африку устремится население из стран Азии. Подобные опасения усиливались из-за жесткой конкуренции между индийскими и африканскими торговцами, что иногда приводило к массовым антиазиатским выступлениям в крупных городах. После провозглашения независимости 120 тыс. из 176 тыс. кенийских азиатов предпочли получить британский паспорт, а не гражданство независимой Кении. Требования африканизации торговли привели к принятию парламентом в 1967 и 1968 законов об иммиграции и о введении лицензий на проведение торговых операций, что существенно ограничило возможности неграждан Кении заниматься коммерческой деятельностью. Еще до марта 1968, когда были ужесточены правила въезда в Великобританию, многие азиаты эмигрировали туда из Кении. Шатким было положение даже тех выходцев из Азии, кто принял кенийское гражданство.