История Двинска

Навигация:   Главная Восточная Европа История Двинска
История Двинска

23 ноября 1772 года было утверждено постановление об устройстве почтовой службы. Для содержания почтовых дворов каждый житель города платил налог, сначала семь с лишним копеек, а затем - двенадцать.

25 октября 1776 года было разрешено за счетрижскихкупцов произвести частичную очистку Даугавы, освободить ее от камней.

21 февраля 1778 года Екатерина Вторая утвердила план строительства Динабурга. Ему проектировалось иметь прямоугольную форму, главную площадь в центре и четыре площади у въездных ворот - по одной со всех четырех сторон. Четыре квартала, расположенных вокруг главной площади, предназначались для различных учреждений, еще четыре ближайших к ней квартала - для дворян,а остальные шестнадцать - для застройки домов прочих граждан, ремесленников.

25 февраля 1797 года по проекту графа Сиверса началась прокладка Березинского канала, соединяющего Даугаву с Днепром. В это сложное по тому времени гидротехническое сооружение входило 14 шлюзов и около 24 километров соединительных каналов.Динабург стал оживленным торговым пунктом. Значительно увеличилось в нем купеческое сословие: в 1787 году было 5 купцов, в 1805-м стало 132. В 1848 году в городе уже работало 195 лавок, 12 трактиров и 33 питейных дома.

21 сентября 1781 года город получил новый герб: щит пурпурного цвета, разделенный надвое, вверху на золотом поле - двуглавый орел, внизу на красном поле с серебряными полосками - воин на коне, держащий в правой руке саблю, а в левой - красный щит с крестом.

10 февраля 1782 года последовало повеление о строительстве в Белоруссии и Латвии новых сухопутных дорог. Некоторые из них связали Даугавпилс с важными промышленными и культурными центрами России.

1 июля 1826 года открылась почтовая дорога Петербург-Динабург. В том же году вступила в строй дорога Друя- Динабург. Через 10 лет началось движение по дороге Динабург - Каунас. В 1844 году открылась шоссейная дорога, связывающая Динабург с Псковом, протяженностью в 132 версты. Все эти дороги строились руками крепостных крестьян в неимоверно тяжелых условиях.

Суровые формы крепостного права задерживали рост населения города, тормозили его промышленное развитие - не хватало рабочих рук. Поэтому первые промышленные предприятия в Динабурге были малочисленными, занимались в основном переработкой сельскохозяйственного сырья и местных полезных ископаемых. В 1814 году Крживицкий и в 1835 году мещанин Шурин открыли кожевенные заводы, в 1840 году купец Фридлянд - пивоваренный, а Васильев - кафельный. В 1841 году мещанин Спиридович создал гончарное производство, а сын купца Фейгина в 1845 году - известковое. Работало на этих заводах по несколько человек. По данным на 1 мая 1847 года, в городе было 8 заводов, на которых работало 30 человек. Население с 3473 жителей в 1784 году увеличилось в 1812 году до 5073. В 1840 году в Динабурге было 764 дома. В них жило 11 361 человек.

Большие изменения в жизнь города внесло строительство новой крепости. Оно началось в 1810 году в связи с усилившейся угрозой наполеоновского нашествия. Горожанам пришлось переселяться дальше от крепости - или на южный берег озера Шуню, где возник Старый форштадт, или в новый пригород, туда, где расположен современный центр Даугавпилса.Он состоял тогда как бы из четырех частей: крепости, нового пригорода, Старого форштадта и Гривы, раскинувшейся на левом берегу Даугавы. Крепость не успели закончить к началу Отечественной войны 1812 года, но, и недостроенная, она сыграла важнейшую роль в защите северо-запада России от наполеоновских войск - маршал Удино после долгой и безуспешной осады вынужден был обойти неприступные укрепления.Позже крепость нередко использовалась и как тюрьма для политических ссыльных.

XIX век

В середине XIX века, в связи с усиленным развитием железнодорожного строительства в России, Динабургстал важным железнодорожным узлом. В 1858-1861 годахоткрылась первая в Латвии железнодорожная линия Рига - Динабург. Через пять лет ее продлили до Орла, а в 1871 году - до Царицына. Через Динабург пролегла и другая, не менее важная, железная дорога Петербург-Варшава.

Строительство железных дорог оживило торговлю. Город, получивший хорошую железнодорожную связь, превратился в значительный центр оптовой торговли льном, кожей, лесом, хлебом. В 1897 году торговлей занималось уже около 8000 Динабургских жителей.

После отмены крепостного права в России часть латгальских крестьян ушла в город работать на промышленные предприятия, число которых во второй половине XIX века значительно увеличилось. Развивалась в основном легкая промышленность. К последней четверти XIX века в городе уже находилось 60 предприятий. На каждом из них было занято в среднем около двух десятков рабочих. Наиболее крупными предприятиями в то время считались железнодорожные мастерские, кожевенные заводы, спичечная, табачная и пуговичная фабрики.

Большинство жителей города занималось ремеслом.

С развитием промышленного производства быстро росло городское население. В 1875 году в Динабурге было сорок тысяч, в 1886-м - около шести-десяти, в 1897-м - семьдесят, а в 1913 году - сто тринадцать тысяч жителей, больше, чем в Минске.

Общественная жизнь в городе особенно оживилась с открытием частного драматического театра (1857 год). В нем ставились пьесы прогрессивных русских драматургов и зарубежных классиков, выступали заезжие русские и иностранные артисты: знаменитые итальянцы, певица Аделина Патти, балерина Вирджиния Цукк, опереточная труппа Борисова, профессор Парижской консерватории Раул Пюньо - один из выдающихся парижских коммунаров.

Известный историк А. Сементовский, превосходный знаток Витебской древности, в 1864 году писал о Динабурге: "В настоящее время Динабург занимает первое место не только среди городов Витебской губернии, но по красоте зданий и по торговле ничуть не отстает от самого Витебска. Общественная жизнь в Динабурге более развита, чем во всех остальных городах Витебской губернии. В нем имеется частный театр. Планируется разбить два парка".

Большой популярностью пользовался у горожан сад, находившийся в конце нынешней улицы Суворова, за хлебным рынком. Здесь под большими деревьями, выступали часто акробаты, фокусники, танцоры, пел хор. Славился тогда своей музыкальной программой, которая чередовалась с акробатическими и другими номерами, и "концертный сад" Рунау. Правда, попасть на спектакли в театр или на концерт в сад Рунау рабочим было трудно - там встречали "по одежде", билеты стоили дорого.

Любимым развлечением простых горожан были выступления передвижного, или, как тогда называли, "бродячего" цирка. В отличие от театра и концертной эстрады в цирке можно было нередко услышать и остроумную политическую сатиру на правящую царскую верхушку и ее приспешников. Недаром многие известные клоуны по указанию полиции высылались из города еще до окончания гастролей.

Примечательны были тогда и паноптикумы. Предприимчивые антрепренеры снимали обычно помещения в одном из домов на Рижской улице и за плату показывали восковые фигуры разных "знаменитостей". Например, императора Наполеона III, бесчестного и жестокого главу французского правительства Тьера, прозванного карликом-чудовищем, Гамбетта - министра внутренних дел "правительства национальной обороны" после низложения Наполеона III (по меткому выражению Карла Маркса, это правительство достойно было называться "правительством национальной измены"). В паноптикуме демонстрировались также восковые фигуры германского императора Вильгельма I, "железного" канцлера Бисмарка. Последняя фигура привлекала особое внимание - Бисмарк однажды посетил Медуми, и въездную аллею в это имение назвали в честь визита его именем. Зимой зрителей привлекали рысистые бега, проводившиеся на льду замерзшей Даугавы.