Навигация:   Главная Передняя Азия История и культура Афганистана
История и культура Афганистана

Карта АфганистанаВ центре Азии находится страна Афганистан, похожая на дом у большой дороги. Мимо неё проносятся вихри событий, а она всё так же стоит, и жизнь в ней продолжается неспешным шагом, как будто вокруг ничегоне меняется. Через Афганистан проходили полчища бесчисленных завоевателей, его не раз охватывали ожесточённые войны. Но вновь и вновь в этой беднейшей стране мира свободолюбивые афганские племена поднимались на борьбу.

На окраине античного мира

Афганистан — это классическая восточная страна. На улицах её столицы — города Кабула — можно встретить ослов, которые перевозят кувшины с водой, закутанных в плотные одеяния и паранджу женщин, исламских служителей — мулл. А муэдзины по нескольку раз в день призывают правоверных мусульман на молитву — намаз. Но было время, когда в этой стране господствовали со­всем другие обычаи.

В IV в. до н. э. Александр Македонский разгромил могущественную персидскую державу Ахеменидов, на окраинах которой находилась территория современного Афганистана. Царь Македонии сумел дойти до узких и извилистых горных долин Афганистана, откуда вторгся в Индию. Сам завоеватель был в этих краях недолго, но на развалинах его быстро распавшейся империи возникло сильное эллинистическое, основанное на сочетании древнегреческих и восточных культурных и политических традиций, Греко-Бактрийское царство (середина III в. до н. э. — II в. до н. э.). Так за несколько тысяч километров от Древней Греции проникли античная культура и её обычаи. Столицей Бактрии был город Балх; теперь столицей Северного Афганистана, где находилась Бактрия, стал город Мазари-Шариф. Бактрийские цари неоднократно совершали завоевательные походы в Индию через Хайберский проход — единственный удобный горный перевал, у «горла» которого расположен Кабул. А название горного хребта Гиндукуш, который разделяет эти страны и пересекает Афганистан с юго-запада на северо-восток, в переводе с санскрита означает «смерть индусов».

Часть Бактрийского царства захватила Парфия, затем последовали другие завоеватели — гунны-эфталиты, кушаны, тюрки, арабы, монголы, англичане и, наконец, войска Советского Союза. Но никто из многочисленных завоевателей надолго не удерживался в этой стране, она упорно отстаивала свою независимость.

Столкновение цивилизаций

Старая крепость в Герате. XII в.Афганский «дом у дороги» оказался на стыке различных цивилизаций: христианской, исламской и буддийской, которые, несмотря на сильное влияние, не могли стереть своеобразие этой страны. В начале новой эры, после античной эпохи, на территорию Афганистана проникла мощная мировая религия — буддизм. Она продержалась здесь вплоть до нашествия арабов в конце VII в. От того времени сохранились знаменитые огромные, высотой 35 и 53 м, статуи Будды в Бамиане, где существовал пещерный город — более 2 тыс. гротов, населённых когда-то буддийскими монахами. Ислам укрепился в IX в., и с тех пор Афганистан стал страной мусульман, хотя на его крайнем северо-востоке, в Кафиристане (от араб. «кафир» — «неверный»), до конца XIX в. жили племена язычников. В 1896 г. их покорил афганский эмир Абдурахман и обратил в ислам, после чего край переименовали в Нуристан (от араб, «нур» — «свет»).

В Средние века страна служила своеобразным буфером между оседлым народом Ирана и кочевыми племенами Средней Азии. Иран много раз пытался захватить Афганистан, особенно город Герат, расположенный на западе страны. Этот город долгое время считался «ключом» ко всему афганскому «дому». Однако каждый раз афганцы отстаивали свою свободу, а в XVIII столетии даже сумели завоевать Иран и навязать ему свою царствующую династию.,

В XIX в. Афганистан стал предметом борьбы между Великобританией и Россией, которые двигались к нему с разных сторон: англичане из завоёванной ими Индии, а русские — из Средней Азии, которая была ими захвачена во второй половине XIX в. С 1839 по 1879 г. английские войска неоднократно занимали столицу страны и затем оставляли её под натиском афганских повстанцев или по политическим причинам. Окончательно английская армия ушла из Афганистана в 1881 г., хотя по соглашению между великими державами страна попала в зону влияния Великобритании и ан­глийские советники оказывали влияние на политику афганских эмиров. Англичане два раза «отрезали» от страны густонаселённые и богатые регионы на востоке и присоединяли их к тогдашней Британской Индии (ныне эта часть называется Пакистаном). Заодно они присоединили к Афганистану узкий «аппендикс», который служил буфером между русскими и английскими владениями.

Голубая мечеть Мазари-Шариф. XIII—XIV вв.Уже после Первой мировой войны афганские власти установили дипломатические отношения с Советской Россией, что помогало им сдерживать англичан. А после Второй мировой войны влияние Великобритании в Афганистане стало быстро ослабевать. Страна превратилась в зону борьбы двух сверхдержав — СССР и США. Советский Союз поддерживал афганские политические режимы — от королевского до коммунистического — и, в конце концов, в 1979 г. ввёл в страну свои войска. История вновь повторилась — афганцы поднялись на освободительную борьбу. В 1989 г. советские войска были вынуждены уйти. Но война в Афганистане разгорелась с ещё большей силой, теперь уже между сторонниками двух противоборствующих течений в исламе — радикальными шиитами и умеренными суннитами. Этому кроме религиозной вражды способствовали и межнациональные конфликты.

С высоты птичьего полёта

Афганистан — это множество сходящихся и пересекающихся горных хребтов, которые разбивают страну на отдельные, мало связанные между собой районы. В самых высокогорных — на северо-востоке — живут хазарейцы (по-видимому, потомки завоевавших эту страну монголов, хотя говорят они на языке фарси). Хазарейцы являются национальным меньшинством и стоят на одной из самых низких социальных ступенек афганского общества, так как в отличие от большинства населения, исповедующего суннизм (религиозное течение в исламе), придерживаются шиизма. Наверху этого жёстко организованного общества находятся пуштуны. Это крупнейший народ, живущий в основном в центре и на юге страны, но ещё больше их живёт в Пакистане. Именно пуштуны с начала XIX в. способствовали объединению Афганистана в одно государство. Они же возглавляли борьбу афганцев против англичан, которые пытались покорить их во второй половине XIX в. До сих пор пуштуны — самый влиятельный народ Афганистана, ведь в их среде в 90-х гг. XX в. зародилось политико-религиозное течение талибов, что в переводе с фарси означает «учащиеся медресе» — духовной мусульманской школы. Мусульманские ультрафанатики талибы попытались вновь объединить страну, которая практически развалилась после того, как в 1989 г. СССР начал выводить свои войска. Им это почти удалось, но на севере Афганистана они встретили упорное сопротивление. Здесь, на предгорных территориях, которые постепенно спускаются к речным долинам Средней Азии, живут представители национальных меньшинств Афганистана — узбеки, туркмены и таджики. У всех непуштунских народов свои интересы, которые не учитывают пуштуны. Поэтому в Афганистане до сих пор нет мира, и в конце XX в. в стране продолжается междуусобная борьба.

Камень и железо

Известный поэт Иосиф Бродский в одном из интервью так передал свои ощущения от вторжения войск СССР в Афганистан. Он увидел по телевизору советские танки, ползущие по пустынному каменистому плато, и был поражён столкновением железа и камня, словно разных исторических эпох. Действительно, жизнь афганцев до сих пор протекает так же, как в Средние века. Основа их хозяйства — тщательно возделываемые вручную крохотные кусочки каменистой земли в оазисах, зажатых в узких горных долинах, разведение овец на склонах гор и равнинах. По экспорту каракуля Афганистан занимает одно из первых мест в мире.

Именно из Афганистана ведут свое происхождение некоторые известные культурные растения, например современные пшеница и рожь. Это удалось обнаружить русскому биологу и генетику Николаю Ивановичу Baвилову (1887—1943), который путешествовал по Афганистану в 1924 г. На юге, в оазисе вокруг города Кандагар, издавна выращивают фрукты: сочные гранаты, душистые абрикосы, персики, миндаль и сладкий виноград без косточек, идущие на экспорт в соседний Пакистан.

Есть в стране месторождения драгоценных камней и нефти, ведётся добыча природного газа. Однако всего этого явно недостаточно, чтобы вырваться из оков Средневековья. Многолетние военные действия в конце XX в. привели государство к полной нищете. Единственные серьёзные источники доходов населения Афганистана — это военное наёмничество в постоянных внутренних междуусобицах, продажа и перепродажа оружия. Кроме того, страна стала крупной перевалочной базой для переправки наркотиков из Юго-Восточной Азии в Европу.