Навигация:   Главная Северная Африка Государственное устройство Туниса
Государственное устройство Туниса

Местные органы власти

В административном отношении Тунис делится на 18 вилайетов во главе с губернаторами; вилайеты подразделяются на округа, а те – на секторы. Города и некоторые крупные сельские поселения выделяются в коммуны с муниципальным устройством. Губернаторы вилайетов назначаются президентом республики и ответственны перед правительством. В коммунах с муниципальным устройством вопросы местного бюджета, благоустройства, торговли и хозяйства решают муниципальные советы, выбирающие мэра. Советы избираются сроком на пять лет общим голосованием. С 1995 оппозиционные партии имеют представительство в муниципальных советах.

Судебная система

В Тунисе существует единая система национального светского суда. Согласно конституции, судебная власть независима. Назначение судей производится президентом республики по предложению Высшего совета магистратуры.

Низшее звено судебной системы – кантональные суды, которые рассматривают дела и выносят решения по искам на небольшую сумму. В большинстве вилайетских центров имеются суды первой инстанции, делящиеся на палаты. Они выносят решения по делам, связанным с более крупными исками, и рассматривают обжалования решений кантональных судов. При судах первой инстанции действуют прокуроры республики. Следующая инстанция – апелляционные суды в Тунисе,Сфаксе и Сусе. Центральные судебные органы страны – Кассационный суд и Генеральная прокуратура республики. Особое место занимают Верховный суд, собирающийся в случае государственной измены со стороны какого-либо члена правительства, Суд государственной безопасности и Военный суд.

Политические партии

С конца 1950-х – начала 1960-х годов в Тунисе существовала однопартийная система. Правящей и единственной легальной в стране была Социалистическая дустуровская партия (СДП).

СДП была основана в 1934 в результате раскола созданной в 1920 Дустуровской (Либерально-конституционной) партии. До 1964 партия называлась «Новый Дустур». Ее сторонники выступили за массовое движение с целью проведения социальных и политических реформ, а затем – и достижение независимости страны. Партия возглавила борьбу за независимость, в 1956 выиграла всеобщие выборы, а после образования суверенного Тунисского государства стала правящей. Ее лидер Хабиб Бургиба занял пост президента Тунисской республики.

Идеологией СДП был провозглашен «дустуровский социализм». В его основе лежали положения о национальном единстве, отсутствии в Тунисе классовых противоречий и классовой борьбы, гармонии и сотрудничестве всех социальных групп во имя всеобщего блага и постепенном достижении социализма как конечной цели.

Она поддерживала тесные связи с Социалистическим Интернационалом. В области экономики СДП выступала за сосуществование государственного, кооперативного и частного секторов, хотя после 1969 приоритет отдавался развитию частного сектора. Партия контролировала фактически весь государственный аппарат на всех уровнях, руководила деятельностью Всеобщего тунисского объединения труда, крестьянских, молодежных и женских организаций. В 1988 СДП была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО).

В 1981 съезд СДП принял решение о «допустимости и возможности существования в стране различных политических и социальных организаций». До 1983 политические группировки могли быть зарегистрированы как партии при условии получения ими не менее 5% голосов на выборах. С 1980-х возобновилась легальная деятельность оппозиционных партий. Но фактически ДКО сохраняет почти монопольное положение в государстве, пользуясь всеми преимуществами. На последних парламентских выборах в октябре 1999 его кандидаты собрали 91,6% голосов и завоевали все места в Национальном собрании, за исключением тех, которые были зарезервированы за оппозицией.

Движение демократов-социалистов (ДДС) возникло в 1977–1978 на базе «либеральной оппозиции», исключенной в 1974 из СДП.Возглавил ее Ахмед Мстири. Партия провозглашает борьбу за демократические свободы, многопартийную систему и «либерализацию экономики». В 1983 ДДС было официально зарегистрировано. На парламентских выборах 1999 оно получило 13 из 34 мест, отведенных для оппозиции.

Партия народного единства (ПНЕ) была создана как Движение народного единства (ДНЕ) лидером левого крыла СДП Ахмедом бен Салахом, который в 1969 был смещен со всех постов, арестован, но в 1973 сумел бежать из тюрьмы за границу. ДНЕ действовало в эмиграции и в подполье внутри страны и подвергалось репрессиям. Оно требовало демократизации страны и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований. В 1983 одна из фракций движения была легализована в Тунисе под названием ПНЕ. Новая партия считает себя социалистической и заявила о стремлении выражать интересы рабочих и крестьян. Она выдвинула лозунг участия трудящихся в определении социально-экономической политики. ПНЕ выступает за укрепление связи с арабскими и мусульманскими странами. На президентских выборах 1999 лидер ПНЕ Мохамед Бельхадж Амор получил 0,3% голосов, а на парламентских выборах партия завоевала 7 из 34 мест, выделенных для оппозиции.

Юнионистский демократический союз (ЮДС) – арабско-националистическая партия, легализованная в 1988. В 1999 кандидат союза в президенты Абдеррахман Тлили получил 0,2% голосов. В Национальном собрании ЮДС имеет 7 из 34 мест для оппозиции.

Движение обновления (ДО) – создано в апреле 1993 на базе Тунисской коммунистической партии (ТКП). Партия коммунистов, образованная в 1939, до 1943, в 1952–1954 и 1963–1981 действовала в подполье. В октябре 1992 ТКП отказалась от марксизма-ленинизма и в настоящее время рассматривает себя как партия либерального толка. На выборах 1999 получила в Национальном собрании 5 из 34 мест, отведенных для оппозиции.