Навигация:   Главная Северная Африка История Туниса
История Туниса

Человек обитал на территории современного Туниса со времен палеолита. Здесь обнаружены следы древнейших ашельской, мустьерской, атерийской и иберо-маврусийской культур, смена которых, как предполагается, определялась приходом новых народов и племен. В 8 тысячелетии до н.э. в Тунисе поселились белые люди средиземноморской расы (капсийская культура), переселившиеся, вероятно, из саванн доисторической Сахары – гипотетической прародины семито-хамитских народов.

В 4 тысячелетии до н.э. здесь произошла неолитическая революция, распространились земледелие и животноводство, появились укрепленные поселки и выделилась племенная знать. В 12 веке до н.э. на территории Туниса обитали ливийцы. В последующие столетия на побережьи высаживаются греческие и финикийские мореплаватели. Старейшей финикийской колонией на территории Туниса считается Утика, основанная в 1101 до н.э.; за ней последовали Гиппон, Хадрумет, Лептис, нынешняя столица страны – город Тунис и другие. В 814 до н.э. беженцы из финикийского города Тира основали поселение Карт-Хадашт (Карфаген).

Впоследствии Карфаген превратился в огромный город с населением более миллиона человек и центр огромной военной и торговой державы распространившейся на все побережье Северной Африки от Гибралтара до Киренаики, а также Большую часть Испании, Сардинии, Сицилии, Корсики и Балеарские острова. Корабли карфагенян господствовали в западной части Средиземного моря, заплывали далеко в Атлантический океан и в экваториальную Африку.

Могущество древнего Карфагена было сломлено набиравшей силу Римской державой в ходе трех Пунических войн. В результате последней из них в 146 до н.э. Карфаген был взят римлянами и полностью разрушен, а территория современного Туниса включена в состав Римского государства. Позднее римляне восстановили Карфаген, и он стал процветающей столицей римской Африки.

В эпоху Римской державы земли Туниса были настоящей житницей империи: они давали более 60% потребляемого зерна. Расцвела римско-пуническая культура, которая сочетала как латинские, так и карфагенские элементы.

В середине 1 в. н.э. здесь стало распространяться христианство, и римская Африка стала одним из основных христианских центров тогдашнего мира. Уроженцами провинции были видные богословы и мыслители Тертуллиан, Киприан и святой Августин. Однако к 3 веку хозяйство римского Туниса стало приходить в упадок; сказалось действие экологического кризиса, вызванного уничтожением лесов и нехваткой воды. Рост налогов и бедности вел к социальным потрясениям, волнениям, восстаниям и вторжениям соседних берберских племен. В 312 произошел раскол христианской церкви в Африке: из нее выделилось оппозиционное течение донатистов, получившее широкую народную поддержку.

В этих условиях в Северной Африке высадилось германское племя вандалов. В 439 вандалы взяли Карфаген и превратили его в столицу собственного королевства. Власть королей вандалов, в свою очередь, оказалась непрочной. Усилился напор берберов, опиравшихся на поддержку донатистов. В 533–534 войска восточно-римского императора Юстиниана захватили территорию государства вандалов. Византийское правление продолжалось в Тунисе немногим более 100 лет. Господство восточно-христианской (православной) церкви вызвало недовольство как католиков, так и донатистов.

В 646 византийский наместник провозгласил отделение Африки от Восточной Римской империи. Но уже с 647–649 Тунис стал объектом почти беспрерывных вторжений арабов. Борьба арабов, византийцев и берберов за Тунис сопровождалась жестокостями и окончательно завершилась победой арабских войск лишь в самом начале 8 века. Столицей мусульманского Туниса, вошедшего в состав Арабского халифата, стал в 670 город Кайруан.

Мусульманский Тунис

Большинство жителей африканских провинций приняло ислам, и в Тунисе стала развиваться новая арабская культура. В политическом отношении страна до 800 оставалась частью Арабского халифата. Затем, при династии Аглабидов (800–909), фактически существовал самостоятельный тунисский эмират, правители которого совершали многочисленные набеги на Сицилию и континентальную Италию. В 909 Тунис был завоеван берберами, которые исповедовали ислам исмаилитского толка.

Они положили начало шиитской династии Фатимидов. В последующие годы ей удалось овладеть Северной Африкой, Египтом, Сирией и Западной Аравией. Но в 973 Фатимиды перенесли свою резиденцию в Египет, а управление Тунисом передали местной династии наместников – Зиридов (972–1148). Это был период высокого расцвета мусульманской культуры Северной Африки. Однако в 1148 сторонники суннитского течения в исламе произвели переворот, жестоко расправились с шиитами, а правитель аль-Муизз из династии Зиридов провозгласил отделение от Фатимидов. В 1052–1057 направленные Фатимидами кочевые племена вновь завоевали Тунис. При этом страна была полностью опустошена и пришла в упадок, на десятилетия превратившись в огромное пустынное кладбище. Династия Зиридов закрепилась на побережье.

Разоренная страна стала объектом европейского завоевания. В 1135–1148 большую часть Туниса захватили норманны, правившие Сицилией. Норманнский король Рожер II (1130–1154) проводил политику веротерпимости, и при его дворе процветала арабская культура. Но его преемники развернули гонения на мусульман.

Воспользовавшись недовольством мусульманского населения Северной Африки, армии религиозно-политического движения Альмохадов в 1159–1160 завладели Тунисом и присоединили его к Альмохадскому государству, центр которого находился в Марокко. В 1229 альмохадский наместник из рода Хафсидов провозгласил отделение страны от этой державы. Правитель из династии Хафсидов Аль-Мустансир (1249–1277) временно принял титул халифа. В 1270 он разгромил вторгшихся в Тунис крестоносцев во главе с французским королем Людовиком IX.

После смерти Аль-Мустансира Тунис погрузился в период кризиса, непрерывных междоусобиц и религиозного догматизма. В середине 14 в. страна дважды подвергалась марокканской оккупации. Она была разорена. Последние хафсидские султаны,опиравшиеся на христианскую гвардию не могли сохранить страну.

Когда в 1534 турецкие войска Хайраддина Барбароссы захватили Тунис, султан призвал на помощь испанского короля Карла V. В 1535 испанцы взяли штурмом город Тунис, в результате чего погибло около трети его населения. Формально на троне были восстановлены Хафсиды, но по существу власть перешла к испанским оккупационным силам. В 1540–1550-х мусульманам удалось выбить их из южных и центральных районов страны, а в 1574 турки захватили Тунис и положили конец правлению Хафсидов. В 1587 Тунис был официально объявлен провинцией Османской империи.