Навигация:   Главная Северная Африка Мифология и религия (Египет)
Мифология и религия (Египет)

Мифология принята, как предмет исследования по целому ряду причин, сулящих иметь интересные и достоверные результаты, причем исследования в этом направлении не требуют особых и специальных знаний. Это связано с тем, что мифы древних народов давно уже собраны, записаны и изучены. Нам остается только внимательно вглядеться в образы героев эпических сказаний, сравнить сюжеты, суть и атрибутику мифов, после чего сделать вывод: можно ли говорить о единой основе мифологии египтян и славян.

К сожалению, мифы племен трипольской культуры для нас недоступны, поэтому будут рассматриваться сказания и былины русского народа, так как предполагается, что русские - прямые потомки и наследники культуры триполья. Если подтвердятся наши ожидания, и будет определена тесная генетическая связь эпического творчества египтян и русских, тогда этим будет, во-первых, подтверждена наша гипотеза; во-вторых, поставлен вопрос о существовании славян в эпоху энеолита, как народности, имеющей язык, территорию, общие экономические и культурные отношения.

Что же касается религии, то есть уровня духовной организации народа более высокого порядка, по сравнению с мифологией, то здесь вопрос несколько усложняется. Причины такого осложнения заключаются, как это ни странно, почти в полном отсутствии сведений о религии (языческой) славян. Имеется лишь перечень (довольно длинный) славянских божеств и некоторые сведения о традициях язычества, которые, слава Богу, живы и сейчас.

Намного лучше дело обстоит с религией египтян. Мы уже говорили во введении, что материалов по древнеегипетской религии много; исследований вопроса, также достаточно; единственное, что не устраивает - это заключения и выводы официальной науки. Но эту часть работы попробуем выполнить сами. Объем материала, с которым придется работать в этой главе, весьма обширен, поэтому необходимо сразу оговорить этапы работы.

На первом этапе необходимо будет рассмотреть памятники литературы Древнего Египта: это дошедшие до нас "Тексты пирамид" с религиозными текстами; папирусы Среднего царства, в которых записаны сказки и повествования. Обзор мифических сказаний Египта будет вестись параллельно со сказками русского народа, дошедшими до нас в устном творчестве. На втором этапе произведем сравнение основных верований и богов в религии Египта и славян.

Итак, начнем с мифологии великого египетского народа, давшего мира самую, может быть, величественную и многозначительную религию за все существование современной цивилизации. Их многочисленные и непонятные боги, кто они были, как соотносятся с богами, например, славянского пантеона. Каковы сказания в среде простого народа о своих богах, об их жизни и смерти?

"Анубис, был страж секретов, бог погребения, шакалоголовый открыватель пути мертвых и спутник Осириса" - так пишет об этом божестве Г. Хэнкок в своей книге "Следы богов". Далее он сообщает о кочующем из мифа в миф сюжете, где собакоголовое существо (волк, собака, шакал) сопровождает погребенных в мир иной или помогает живым посетить загробное царство. Жаль, что Грэхэм Хэнкок не знаком с русской мифологией, ему не пришлось бы переворачивать кучу литературы в поисках схожих с древнеегипетскими сюжетами сказаний. В данном случае, проводник душ в царство мертвых - Анубис, является сродни русскому Серому Волку из сказки про Ивана-царевича. На Руси этого зверя даже наделяли крыльями. Летает он и переносит на своей спине Ивана в мир иной, где служит ему проводником и помощником.

Если же подробней рассматривать основной миф древних египтян о воцарении в Египте сына богов Гора, то более близкого сюжета в мировой мифологии трудно будет найти, чем сюжет сказки, записанной А. С. Пушкиным, "О царе Салтане ...". В египетском мифе сына Верховного Бога Ра, царя Египта и земли, Осириса обманом заманивают в деревянный гроб-ящик и, заколачивая крышку гроба, сбрасывают в воды Нила. В русской сказке сына царя Салтана, наследника престола Гвидона, обманом помещают в деревянную бочку и также бросают в "бездну волн". Осирис погибает, но чудесным образом рожденный сын Осириса, Гор спасается и претендует на престол отца. Царевич Гвидон, не менее чудесным образом спасается и становится наследником своего отца Салтана. Миф об Осирисе-Горе-Исиде был прочитан недавно, после того, как сумели перевести "Тексты пирамид" и папирусы Среднего царства, т. е. уже в конце XIX века. Сюжет сказки Пушкина дошел до нас в устном изложении из глубины веков. Различия в художественной обработке мифов только подчеркивают их общую древнюю основу, ближе к оригиналу звучащую, конечно же, в египетском исполнении. Хотя удивительным выглядит и абсолютная узнаваемость древнего мифа в исполнении русских "современных" сказителей.