Навигация:   Главная Северная Америка Нефть на Аляске
Нефть на Аляске

Нефть бухты Прадхо и жалоба индейцев

В начале 1968 г. компания "Атлантик-Ричфилд" (Atlantic-Richfield Company) нашла на арктическом побережье Аляски, в бухте Прадхо залежи нефти, которые по прогнозам специалистов составляли 10 биллионов баррелей. Продажа этой нефти явилась бы огромным плюсом для экономики штата. В июне 1969 года трубопроводная компания Аляски (The Trans-Alaska Pipeline System) в сотрудничестве с компаниями " Atlantic-Richfield ", " British Petroleum " и " Humble Oil " обратились в правительственный департамент внутренних дел с просьбой разрешить строительство нефтепровода длиной 1 280 км от бухты Прудхо до г. Валдез.

Вскоре оказалось, что никакой вопрос о прокладке нефтепровода не может быть решен без согласия на его постройку коренных индейцев Аляски, по землям которых этот нефтепровод должен был пролечь. Индейцы выразили свой протест, и в 1966 году Секретарь Департамента внутренних дел Стюэрт Юдэлл запретил использование для нефтепровода земель, принадлежащих индейцам. В 1967 году индейцы организовали Федерацию Коренных народов Аляски (Alaska Federation of Natives), которая стала представлять интересы этой группы населения штата.

Поскольку на нефти, найденной в бухте Прадхо были завязаны интересы крупных частных компаний и правительства США, а индейцы Аляски решительно боролись за право распоряжаться своими землями, Конгресс США провел большую подготовительную работу, в результате которой стороны пришли к согласию. В декабре 1971 г. Президент США Ричард Никсон (Richard M. Nixon) подписал правительственный проект компенсации индейцам Аляски за нанесенный им ущерб (ANCSA). В право пользования индейцам Аляски передавалось 18 миллионов гектаров земель, и из государственной казны США выплачивалась компенсация в размере 962, 5 миллионов долларов. За исполнением этого проекта поручалось наблюдать 12 региональным деловым корпорациям. Каждый индеец получал право приобретения 100 акций нефтяных корпораций, разрабатывающих проект бухты Прадхо. Земли, отданные во владения индейцам были тщательно отобраны Конгрессом и включали 80 миллионов акров национальных лесных парков; рек и других районов нетронутой человеческой деятельностью - равнинной и горной дикой природы,

Нефть обновила экономику

Кроме исков от индейцев нефтяные компании подверглись нападкам со стороны представителей так называемых "климатических групп", которые так же возбудили иск против строителей нефтепровода. В это же время - в 1973 году международная организация стран-экспортеров нефти ОПЕК урезала поставки нефти на территорию США.. Разразился энергетический кризис, и Конгресс законодательным путем утвердил строительство нефтепровода. В 1974 году Трубопроводная Компания Аляски начала прокладку нефтепровода, и первая нефть поступила в танкерный терминал г.Валдез 28 июля 1977 года. Этот проект стал для штата самым грандиозным строительным проектом за всю историю Аляски. Он стоил 9 биллионов долларов! Тысячи рабочих приехали на территорию Аляски работать на строительстве и обслуживании нефтепровода. Средняя зарплата, составлявшая 1 200 долларов в неделю - привлекала множество специалистов.

К концу 1985 года из залежей бухты Прадхо было выкачано более четырех биллионов баррелей нефти. В начале 1986 года в порту Валдеза побывало 6 000 танкеров.

Экономика Аляски переживала бум. В связи с богатством, которое приносила нефть, управление штата пошло на многие льготы. Были отменены налоги на частные доходы, нефтяные деньги, которые текли в бюджет Алабамы, стали щедро тратиться на благоустройство штата. В 1978 г. деньги, вырученные от продажи нефти, составили 80% годового дохода штата. Для сравнения с другими штатами, в которых ведется добыча нефти: в Техасе доход от ее продажи составляет 19,6%; в Луизиане - 29,2%; в Оклахоме- 15%. В Аляске же приоритетом в промышленности и экономике стала только нефть и в 1980 г. доход от продажи нефти составил 90%. Поэтому, бюджет штата потрясло снижение цены на нефть, которая упала до 10 долларов за баррель. С 1986 г. цена колеблется в пределах 14- 20 долларов за баррель.

В 1976г. избиратели Аляски одобрили создание Временного Фонда Аляски. В Фонд будут поступать 25% прибыли, полученной за использованием минеральных источников штата. Деньги эти будут расходоваться на инвестиции в другие направления экономики. Многие лидеры штата, включая республиканского губернатора Аляски Джея Хаммонда (Jay S. Hammond), который находился на этом посту с 1974 о 1982 г - выразили беспокойство в целостности фонда и планомерности его инвестиций. В результате, администрация штата приняла закон, по которому часть дивидендов пойдет на заработные платы гражданам штата. После дебатов было принято окончательное решение: начиная с 1982 года каждый совершеннолетний гражданин Аляски, проживший в этом штате не менее 6 месяцев, получил дивиденды от Фонда Аляски в размере тысячи долларов. В 1995 году, в зависимости от дохода, который составила продажа нефти, каждый гражданин Аляски получил век на 990 долларов и 30 центов. Низкие налоги и большой доход от продажи нефти кардинально изменили экономику и социальную жизнь Аляски.

Катастрофа "Exxon Valdez"

Через четыре годы после постройки нефтепровода многих жителей Аляски продолжала беспокоить проблема безопасности окружающей среды, из-за которой когда-то "климатические" оппозиционеры противились началу строительства нефтепровода. В целях повышения безопасности, нефтяные компании Аляски отказались от использования в перевозке нефти танкеры с двойным трюмом.

В ночь с 23 марта 1989 года танкер "Exxon Valdez" покинул нефтяной терминал г.Валдез и лег на курс в Лонг-Бич (Калифорния). Капитан танкера, который в прошлом имел проблемы со злоупотреблением алкоголя - покинул мостик корабля, сославшись на усталость. Танкер выходил из гавани Валдеза узким проливом. На мостике в одиночестве остался третий штурман, который имел сертификат, дающий право на управление кораблем в прибрежных водах. В ранний утренний час 24 марта в 16 км от береговой линии танкер напоролся на Блайт риф (Bligh Reef). Больше, чем 38 миллионов литров (10 миллионов галлонов) нефти разлилось в акватории полуострова Принц Вильям Саунд (Prince William Sound). Эта катастрофа явилась самой тяжелой за всю историю Северной Америки.

Все работы по очистке огромной территории от смертоносной нефтяной пленки проходили в тяжелейших условиях Корпорация "Exxon" - владелец корабля заплатила биллион долларов штрафа за причиненный ущерб. Так же компанию обязали уплатить 900 миллионов долларов на очистку акватории г.Валдез и земель индейцев, которые немало пострадали в результате этой катастрофы. Уплаченные деньги пошли на очистку прибрежных территорий, морской акватории и на научные разработки новых средств защиты и очистки от нефтяной пленки.

Аляска в конце ХХ века

В 1990 г. Аляска представляла из себя штат, который получает доход от разработки и продажи нефти. Штат, в котором довольно мало развито сельскохозяйственная промышленность. Однако, продолжается активная разработка минеральных месторождений. Например, угля. Ежегодно штат экспортирует огромное количество угля, например, поставляя 881 000 тонн в Южную Корею.

Правительство штата всегда заботилось о рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности, и к концу ХХ столетия эта отрасль промышленности снова вышла на одну из ведущих позиций в экономике Аляски. Туристический бизнес развивается с каждым годом, но пока еще не приносит в экономику штата ощутимых прибылей.

Губернатор Аляски Тони Ноулес (Tony Knowles) - представитель республиканской партии, избранный в 1994 году уделяет много внимания научным исследованиям в области сохранения и очистки окружающей среды.

По-прежнему остаются нерешенными многие проблемы - крен экономики в сторону нефтедобычи, бесконечная история с требованиями коренных народностей Аляски о предоставлении им права неподотчетного владения своими территориальными землями. Однако, в Конституции США записано, что все граждане страны имеют равные права. Только по этой причине самоопределение коренных народностей невозможно разрешить в государственном масштабе, поскольку, в таком случае ущемились бы права остальных граждан США, принадлежащим к другим народностям и расам.