Навигация:   Главная Северная Азия История города Хабаровска
История города Хабаровска

Одним из первых русских землепроходцев пришедших на берега Амура был Ерофей Павлович Хабаров. Уже более 350 лет назад он с отрядом в 70 человек вслед за Василием Поярковым отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е.П. Хабаров с товарищами вышли к реке Олекме, а затем по реке Тугир добрались до Урки - притока Амура. Здесь и ниже по Амуру они встретили первые поселения даурцев. Оставив часть своего отряда Е.П. Хабаров вернулся в Якутск для организации повторной, более многочисленной экспедиции. Результатом первой экспедиции Е.П. Хабарова стал составленный им “Чертеж реке Амуру” и подробный отчет в Москву, в котором он писал: “... Даурская земля будет прибыльнее Лены... и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно...”. Это и предопределило большой интерес российских правителей к Дальнему Востоку.

В честь этого замечательного землепроходца в последующем и был назван военный пост Хабаровка, заложенный 30 мая 1858 мая солдатами 13-го линейного Сибирского батальона под командованием Я.В. Дьяченко. Этому предшествовали сложные российско-китайские переговоры в китайском городе Айгунь (30 ниже по Амуру от г. Благовещенска). От российской стороны их вел генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев. В результате их был подписан договор по которому весь левый берег Амура переходил во владение России, правый берег до Уссури - Китаю, а от Уссури до побережья в совместном владении Китая и России. За успешные переговоры с Китаем Н.Н. Муравьев получил титул графа, а к его фамилии добавили приставку “Амурский”.

Хабаровка располагалась в очень удобном месте: на слиянии двух могучих дальневосточных рек Амура и Уссури. Благодаря очень удобному местоположению Хабаровка начала очень быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время было: пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами. Это были очень прибыльные дела и привлекали многих людей. Также их привлекало огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. Уже через шесть лет военным топографом Михаилом Любенским был разработан план застройки Хабаровки. По этому плану центральной улицей стала Береговая (ныне ул. Шевченко).

Быстрое развитие Хабаровки требовало улучшения средств связи и транспорта для сообщения с другими крупными центрами на Дальнем Востоке. Так спустя всего 10 лет после основания селения была открыта телеграфная линия Хабаровка - Владивосток. А еще через 4 года был построен речной порт. Население возросло почти в три раза, появилась потребность в образовательных учреждениях: в 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.

К 1880 году Хабаровка стала уже довольно крупным поселением. К этому времени возникла необходимость переносить областную столицу из Николаевска-на-Амуре. Хабаровка имела более выгодное географическое положение, так как была на перекрестке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. Поэтому было решено присвоить Хабаровке статус города и в 1884 году перенести сюда столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. В это время Хабаровка получает свой первый герб, он же стал гербом генерал-губернаторства. Вот как он выглядел: “В серебряном щите, лазуревый столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами. Щит увенчан древнею, царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою”. Черные сопки символизировали камчатские вулканы. Герб Хабаровки относится к разряду гербов почетной геральдики, о чем свидетельствует вертикальный столб в середине.

В 1893 году город официально присвоено название Хабаровск. В это время очень быстро развивается коммерческая деятельность. Хабаровск становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь развернули свое дело многие известные на всю Россию коммерсанты: Плюснины, Богдановы, Пьянковы. Постепенно, помимо доставки и продажи товаров многие купцы стали организовывать свое производство. С появлением крупного купечества стало развиваться строительство, так как для эффективной работы им требовалась масса строений, начиная со складов и заканчивая личными домами. Часть этих строений сохранилась до наших дней, и в настоящее время реконструируются. Одними из самых ярких представителей являются: торговый дом Пьянковых (рядом с рестораном “Саппоро”), торговый дом Плюсниных (краевая библиотека), доходный дом Зандау (сейчас кинотеатр “Сокино”), доходный дом Архиповых (после реконструкции – здание ЦУМа), торговый дом “Кунст и Альберс” (Центральный гастроном) и многие другие.

В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. 11 февраля 1894 года состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества, которое долгое время был единственным учреждением, изучавшим природу и жизнь края. Членами этого общества впоследствии были открыты библиотека и музей, о развитии которого заботились многие известные люди города. Не отставала и культурная жизнь: начала выходить первая хабаровская газета – “Приамурские ведомости”, осенью у города появился свой театр, который в первый же сезон поставил шесть пьес. Развивается система образования: в 1895 году открыто техническое железнодорожное училище. Это было обусловлено тем, что на Дальнем Востоке очень быстрыми темпами шло строительство железных дорог. В 1897 году было открыто железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком. Первый поезд шел двое суток.

Население города сильно увеличивалось. Уже к концу 19 века население города составляло более 15000 человек. Город увеличивался в размерах. Для облегчения работы городских учреждений в 1900 году была введена в строй телефонная связь между ними. В этом же году открыто Хабаровское реальное училище. Примерно в это же время было принято решение о строительстве нового храма на месте старой Иннокентьевской церкви. Он строился на средства, пожертвованные известными городскими купцами и скромные взносы прихожан. Как и у многих церквей нашей страны, в дальнейшем судьба этого храма была очень сложной, но в настоящее время он восстановлен и реставрируется. К этому времени в Хабаровске уже был один каменный храм – Успенский кафедральный собор (он стоял на месте Комсомольской площади). Его судьба оказалась более печальной, он был разрушен до основания после революции. Еще впоследствии был построен и третий каменный храм, который постигла та же судьба – Алексеевская церковь (на пересечении современных улиц Ленина и Волочаевской).

Теперь в городе быстрыми темпами развивалась собственная промышленность. Появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. В 1899 году русский подданный китайского происхождения Н.И. Тифонтай (Цзы Фаньта) начал строительство большой каменной мукомольни с паровой вальцовой машиной, которая уже около 100 лет исправно служит городу. В 1902 году состоялась торжественная церемония приема в строй окружных артиллерийских мастерских “Арсенал”. К концу столетия в городе уже существовали маслобойный и четыре пивоваренных завода, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы. В городе зародился новый класс, чисто “городской” класс – рабочий, который в последующем сыграл огромную роль в судьбе не только Хабаровска, но и всей России.

В это время по всей стране усиливается политическое движение всевозможных форм и направлений. Это не могло не затронуть теперь уже очень крупный город – Хабаровск. В 1905 году прошла декабрьская забастовка почтово-телеграфных работников города, явившаяся продолжением Всероссийской политической стачки. На несколько дней была прервана связь Хабаровска с центральными частями страны. Она прошла без таких страшных последствий, какие были в крупнейших городах России. В 1906 году была сформирована Хабаровская социал-демократическая группа. В январе она провела массовую демонстрацию, посвященную годовщине событий “Кровавого воскресенья”.

После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией здесь обосновались военное руководство Приамурского военного округа: командующий и штаб. Хабаровск становится еще и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году была создана база Амурской флотилии.

Еще одно историческое событие, ныне почти забытое, произошло в 1913 году. Называлось оно – Выставка Приамурского края. 1913 год стоит отдельно в истории России и города. Это год 300-летия правления Романовых и 55-летия Хабаровска. К этим датам, по инициативе генерал-губернатора Н.Л. Гондатти и была приурочена грандиозная выставка достижений всех сфер деятельности Приамурского края, получившая официальное название “Выставка Приамурского края в ознаменование 300-летия Дома Романовых”. Располагалась эта выставка на территории современного парка “Динамо” и занимала площадь около 26 гектар.

К этому времени полным ходом идет строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток и Восточную Сибирь с Европейской частью России. Уже построена Уссурийская (Хабаровск - Владивосток) и Забайкальская железные дороги, и началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через Амур в Хабаровске, о котором можно написать очень много. Спроектировал это – грандиозное по тем временам – сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Этот проект наряду с башней Эйфеля получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. В 1916 завершилось строительство этого трехкилометрового гиганта, который стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. Этот мост до сих пор является неотъемлемой частью Хабаровска.

Итак, перед революцией Хабаровск был динамично развивающимся городом. Это было время становления и развития капитализма в стране и городе. Но дальнейшие события перевернули жизнь России, и, в том числе Хабаровска в совсем другую сторону.