Навигация:   Главная Океания История Ниуэ
История Ниуэ

Заселение острова

Согласно мнению историков, колонизация острова Ниуэ относится к последним столетиям первого тысячелетия до нашей эры. Колонисты (предположительно, полинезийцы) приплыли на остров с островов Тонга, Самоа и Пукапука (остров в Северной группе архипелага Кука). Дефицит пресной воды, плодородной почвы и камней для изготовления орудий труда наложили значительные ограничения для заселения острова. В течение очень долгого периода своей истории островитяне оставались практически в изоляции от других полинезийских народов, хотя время от времени подвергались воинственным вторжениям с соседних островов.

Подтверждением этому факту могут свидетельствовать существование на Ниуэ диалектического различия в языке и враждебность между жителями северной и южной частей острова. Сходство языка ниуэ с самоанским и тонганским языками также говорят о том, что предпринималось несколько попыток колонизации Ниуэ.

Деление острова

Исторически Ниуэ был разделён на две части. На юге острова, от южной части деревни Алофи и до деревни Лику, проживало племя тафити (ниуэ Tafiti). На остальной части — племя моту (ниуэ Motu). Между этими племенами происходили постоянные столкновения вплоть до обращения островитян в христианство.

Существование на острове двух враждебных племён скорее всего свидетельствует о том, что эти племена имели разных предков. Люди тафити вероятно заселили остров позднее моту и приплыли с островов Фиджи (Тафити — одно из названий островов Фиджи, которое было дано группе самоанцами). Люди моту скорее всего колонизировали острова раньше тафити. Согласно легендам острова предками моту были Хуанаки (ниуэ Huanaki) и Фао (ниуэ Fāo). Вполне вероятно моту приплыли с островов Самоа.

Система управления

В далёком прошлом на Ниуэ была представлена особая система управления, отличавшаяся от моделей, представленных на других островах Океании. Одной из отличительных черт была выборность верховного вождя, или короля, титул которого не был наследуемым. Институт короля на Ниуэ, или пату-ики (ниуэ patu-iki, в переводе «вождь вождей»), скорее всего был привнесён с островов Тонга или Самоа (до его появления на острове существовали только главы семей). Первоначально король избирался из членов ведущей семьи острова. Впоследствии назначение короля стало прерогативой жителей деревни-победительницы (однако избранный король всё равно должен был получить одобрение других деревень).

Точное время возникновения института королевской власти на Ниуэ неизвестно, но можно предположить, что королевская власть существовала не более 150 лет, прежде чем в 1849 году население острова было обращено в христианство.

Существовавшая на Ниуэ модель королевской власти была во многом схожа с той, которая действовала на острове Мангаиа в архипелаге Кука, где король (арики) также избирался, а его власть не была наследуемой, и в то же время резко отличалась от модели на Самоа и Тонга, ближайшим к Ниуэ архипелагам.

Короли Ниуэ

О королях Ниуэ известно очень мало. Отрывочные сведения сохранились только в местных легендах, песнях. В честь назначения короля устраивались праздники с танцами и пением, а сам король проходил особую церемонию посвящения. Его тело мазали душистыми маслами, или маноги (ниуэ manogi), а процесс посвящения проводил один из вождей острова. От каждой деревни Ниуэ на церемонию посылались представители, в то время как остальные жители были обязаны помогать в организации церемонии (например, доставляли камни для сооружения пепе (ниуэ pēpē), площадки, на которой проводилось посвящение).

Колониальный период

Первым европейским первооткрывателем Ниуэ стал английский мореплаватель Джеймс Кук, который высадился на острове в 1774 году. Туземцы встретили путешественника очень враждебно (скорее всего, местные жители боялись, что чужеземцы завезут на остров ранее неизвестные болезни). В результате Джеймс Кук назвал остров Островом Савидж (в переводе с английского языка «Остров Дикарей»).

В течение достаточно долгого периода времени Ниуэ оставался вне поле зрения европейцев. Только в 1830 году на острове высадился член Лондонского миссионерского общества Джон Уильямс. Он намеревался оставить на Ниуэ двух миссионеров с острова Аитутаки. Однако они отказались оставаться на острове, и Джон Уильямс решил взять в плен двух ниуэанцев по имени Уэа и Ниумага. Его план состоял в том, чтобы обратить в христианство этих двух жителей острова и обучить их миссионерскому делу, чтобы те впоследствии вернулись на Ниуэ и помогли христианизировать местное население. После визита на Самоа Уильямс пытался вернуть Уэа и Ниумага на родной остров, однако помешали ветра, поэтому их высадили на острове Раиатеа. Проведя там несколько месяцев, ниуэанцы всё-таки смогли вернуться домой. Они привезли с собой растение папайю, однако занесли с корабля грипп и сифилис, из-за которых погибло большое количество островитян. В результате один из миссионеров, Уэа, был убит Хопо-хе-лаги (ниуэ Hopo-he-lagi), отцом Ики-лаги (ниуэ Iki-lagi), который был одним из глубокоуважаемых вождей Алофи.

Первые мысли о необходимости аннексии Ниуэ Британской империей были высказаны ещё в 1859 году ниуэанским миссионером Джорджем Лоуизом (англ. Georges Lawes), а уже в 1879 году на острове побывал британский верховный комиссар Сэр Артур Гордон (англ. Sir Arthur Gordon). Однако аннексии не последовало.

В 1887 году король Фатааики попросил британскую королеву Викторию об установлении британского протектората над островом. Однако ответа на письмо не последовало. Уже после смерти короля Фатааики в октябре 1899 года король Тогиа, которому суждено было стать последним в истории Ниуэ, написал губернатору Фиджи и британскому верховному комиссару с повторной просьбой об аннексии острова Британской империей. Уже в 1900 году Ниуэ всё-таки был взят под контроль Британской империей. Однако уже в 1901 году Новая Зеландия, поддержавшая Британию в англо-бурских войнах и хотевшая стать торговой империей, получила право на аннексию острова. Это вызвало широкое недовольство среди ниуэанцев, которые также протестовали против нахождения под контролем администрации Островов Кука, с которыми никогда не было тесных исторических связей. Только 29 сентября 1903 года специально для управления Ниуэ была создана новозеландская административная группа.

Новозеландский период

Жизнь ниуэанцев в годы колониального владычества Новой Зеландии была довольно тяжёлой: болезни, бедность и ущемляющие в правах законы, неподчинение которым рассматривалось как «преступные деяния». В первые пятьдесят лет колониального владычества Новой Зеландии на Ниуэ практически не произошло каких-либо существенных улучшений в жизни островитян; проблемы острова фактически игнорировались новозеландским правительством. Это, в свою очередь, негативно сказывалось на взаимоотношениях Ниуэ с Новой Зеландией. В 1953 году на острове был убит новозеландский верховный комиссар Гектор Ларсен (англ. Hector Larsen). Мотивом к убийству вполне могло послужить пренебрежительное отношение комиссара и новозеландского правительства к проблемам Ниуэ, в том числе, и к самим жителям. Например, в период с 1940 по 1941 год против ниуэанцев было совершено 1483 преступления, а в 1950 году Ларсен обвинил в совершении преступлений 1256 коренных жителей (притом, что численность населения острова на тот момент составляла примерно 2000 человек). Основными преступлениями были нарушение комендантского часа, запретов, ругательство матом, игра в покер, наличие семьи дрожжей для пивоварения. При этом местная администрация могла беспрепятственно и без предупреждения проводить обыски в домах ниуэанцев.

В противоположность Дику Скотту Терри Магаоа Чэпмен (англ. Chapman Terry Magaoa), ниуэанский учёный, наоборот одобряет колониальную политику Новой Зеландии. Несмотря на то, что период Ларсена был сопряжён с частым применением силы, верховный комиссар всегда руководствовался мыслями о необходимости экономического и социального развития Ниуэ[19]. Он посылал местных жителей изучать медицину в Новую Зеландию, повышал стандарты образования на острове.

С аннексией острова резко возросла эмиграция населения Ниуэ в Новую Зеландию, что сильно озадачило новозеландское правительство. Чтобы как-то воспрепятствовать этому процессу, был даже введён въездной налог. Следующим после Ларсена верховным комиссаром стал Дж. М. МакЭвин (англ. J.M McEwen). Он даже специально выучил язык ниуэ и написал первый ниуэ-английский словарь. Во время его руководства были значительно расширены полномочия Островного совета Ниуэ, который ранее был всего лишь марионеткой в руках новозеландского правительства. В 1960 году Островной совет стал избираемой законодательной ассамблеей Ниуэ, в компетенцию которой входило рассмотрение финансовых вопросов.

Период самоуправления

В 1974 году остров получил автономию, Ниуэ стал свободноассоциированным с Новой Зеландией государственным образованием. Предоставление Ниуэ самоуправления было не результатом давления ниуэанцев на новозеландское правительство, а преимущественно вызвано Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года. Давление ООН по поводу освобождения Ниуэ от колониального господства вынудили Новую Зеландию признать желание и право острова на самоуправление (при этом правительство даже не поинтересовалось узнать, хотели ли вообще жители острова предоставления этого самоуправления). В ответ на решительные шаги новозеландского правительства первым независимым решением Ниуэ стал отказ от полной независимости, по крайней мере, жители острова выступили против тех временных рамок, которые установили Новая Зеландия и ООН.

Колебания ниуэанского населения касательно необходимости предоставления острову самоуправления, а тем более, независимости, были вызваны несколькими причинами. Во-первых, централизованная система управления Ниуэ не соответствовала традиционному децентрализованному политическому устройству острова. Традиционной и базовой ячейкой ниуэанского общества всегда была семья, которая находилась под контролем старшего мужчины в семье. Внутренние дела деревни обсуждались на регулярных собраниях глав семей и решения выносились на основе консенсуса. Всё это отражало эгалитаристскую структуру ниуэанской власти, децентрализованной на уровне деревни. Эгалитаризм Ниуэ является уникальным явлением среди полинезийских культур. Во-вторых, на острове отсутствовали идеи национализма, а местная элита привыкла к тому, что решения принимают не они, а кто-то другой (первоначально церковь, а впоследствии новозеландская администрация). В книге «A History of Niue», написанной ниуэанскими авторами, также говорится о том, что местное население опасалось того, что, став самоуправляемой территорией, остров смог бы потерять ту финансовую поддержку, которая оказывала Новая Зеландия, а также открытый доступ для жителей Ниуэ в Новую Зеландию.