Навигация:   Главная Океания Культ человека-птицы
Культ человека-птицы
Рапа-Нуи
Большинство теорий об острове Пасхи строится исключительно на устных преданиях и легендах. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же написано в письменных источниках - знаменитых табличках "ко хау моту мо ронгоронго". Что в переводе приблизительно означает "рукопись для декламации". Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что остались, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. Уж не раз ученый мир был взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена, наконец-то расшифрованы, но при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний.

Большинство ученых не допускают, что письменность могла возникнуть сама на такой маленькой площади. Но если она была привнесена извне, то откуда? Мысли исследователей обращаются к легендарному первопоселенцу Хоту Матуа. Ведь по устным преданиям, это именно он привез деревянные таблички с собой. Но, увы, они не помогут нам определить место, откуда прибыл великий вождь со своими людьми. В основе письма острова Пасхи - иероглифы, что для Полинезии исключение. Нигде больше на островах Тихого океана не найдено даже следов иероглифического письма. Лингвистический анализ принципов написания, графика, материал - все это уводит исследователей слишком далеко: Перу, Боливия, Двуречье, Древняя Индия, хетты, шумеры, египтяне - список можно продолжать, потому что при желании сходство можно найти со многими графическими системами и языками мира. Понятнее от этого содержание "ко хау моту мо ронгоронго" не становится. С уверенностью можно утверждать одно - последние знатоки этой письменности, свободно ей владевшие, умерли в 20-х гг. XX века. И их древние знания умерли вместе с ними.

Чуть раньше, после грабительского перуанского рейда 1862 г., умер и культ человека-птицы. Этот странный уникальный для всей Полинезии обряд был посвящен Макемаке, верховному божеству. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно раз в год. Но при этом в них самое активное участие принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману - человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа родился именно здесь. В свою очередь его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Сюда же по сигналу приплывали воины, представлявшие различные семейные кланы. Тот воин, который первый находил первое яйцо, должен был крикнуть своему хозяину: "Брей голову - яйцо твое!". Затем он должен был закрепить священную находку в специальной повязке на голове и вплавь доставить его на Большую землю. Сделать это было не так-то просто, поскольку смельчака подстерегали многочисленные опасности - острые скалы, бушующие волны, свирепые акулы и, конечно, отчаянные конкуренты, готовые на все ради обладания заветным трофеем. Цена победы была действительно очень высока. Сам воин получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а его хозяин становился вождем или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Он становился земным воплощением божества, а его именем назывался текущий год.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 1866 или 1867 г. После катастрофического пиратского рейда перуанцев выборы прекратились сами собой. Выбирать больше стало просто не из кого и некому.

В 1935 г. чилийское правительство объявило остров Пасхи национальным парком, музеем под открытым небом. После открытия аэропорта Матавери добраться сюда стало не так уж и сложно. Несмотря на то что практически все современные островитяне работают на туристов, остров не похож на обычную туристическую достопримечательность. Он, видимо, обладает такой энергетикой, что легко подчиняет себе и своим ритмам любого.

Взобравшись на вершины вулканов Рано-Кау или Рано-Рораку, можно часами сидеть и смотреть на темные вулканические озера в их кратерах. И если на Рано-Кау вас будут окружать пещеры Оронго, петроглифы с изображением человека-птицы, почти отвесная стена, уходящая в белую пену, и островки вдали, где до сих пор весной появляются посланники бога Макемаке, то Рано-Рораку откроет вам удивительно красивую перспективу на весь остров и склоны горы, где по-прежнему, как и сотни лет назад, стоят или лежат безмолвные "моаи", брошенные древними каменотесами. Здесь все сохранилось так, как было сотни лет назад, когда на острове произошло то, что так тщетно пытаются понять и объяснить ученые всей планеты.

Хотя, может быть, дело не только в этом. Достаточно оглядеться вокруг. Одна лишь мысль, что ты находишься на клочке суши длиной всего 24 километра посреди отнюдь не тихого океана, на расстоянии почти двух тысяч километров до ближайшей обитаемой земли, может поразить кого угодно.