Навигация:   Главная Океания Треугольный остров
Треугольный остров

В канун дня Пасхи 1722 года голландские мореплаватели записали координаты нового острова. Долгие годы эта земля была интересна только этнографам и путешественникам, и лишь в 1950-х её заново открыл всему миру Тур Хейердал. Исследование исчезнувшей цивилизации и споры вокруг нее продолжаются до сих пор.

В Голландии в XVII веке жил картограф и коммивояжер Арент Роггевен (Arent Roggeveen, ?–1679). Он мечтал о путешествиях и далеких странах, но вместо этого всю жизнь вынужден был просидеть дома, составляя карты.

Его мечту взялся воплотить в жизнь сын — путешественник, адмирал Якоб Роггевен (Jakob Roggeveen, 1659–1729). Он возглавил эскадру из трех судов и отправился из Текселя на поиски таинственной и великой «Южной Земли» (на латыни Terra Australis). Вечером 5 апреля 1722 года моряки увидели очертания неизвестного острова…

Ранее, в 1687 году, пират Джон Дэвис бывал в этих местах, но не слишком заинтересовался островом, да и координаты записал неверно. Роггевен принял решение высадиться на землю, а его спутник Карл Бернс сделал запись: «Поскольку мы заметили остров в торжественный день воскресения Господня, то назвали островом Пасхи (Easter Island)». Это был треугольник со сторонами 18, 16 и 24 км, с одиннадцатью вулканами и рвом Пойке (Poike, возраст 9 миллионов лет) на востоке.

Местные жители дружелюбно встретили чужеземцев и объяснили, что называют свою страну Рапануи и Те-Пито-о-Те-Хенуа, то есть Большое Весло и Пуп Земли. «Пуп Земли» венчали удивительные платформы, на которых возвышались сотни огромных статуй (моаи) высотой от 2 до 22 метров и весом от 20 до 80 тонн. Но как их сумели соорудить эти «голые дикари, погрязшие в разврате», страдающие от голода на пустынном клочке земли посреди океана?

Озадачивал и облик рапануйцев — среди них были чернокожие, краснокожие и белые люди, напоминающие европейцев. Татуированные аборигены щеголяли необыкновенно вытянутыми ушами — мочки с прорезями почти касались плеч. Численность рапануйцев едва ли превышала количество статуй, орудий труда у них не было, так что соорудить колоссальные «моаи» они вряд ли могли.

От лемурийцев до инопланетян

Со времени открытия острова Пасхи многие мореплаватели стремились увидеть своими глазами одичавших, деградировавших людей и странные статуи. Русские, английские, испанские, американские корабли то и дело наведывались на «остров тысячи загадок». Каких только теорий не высказывали о происхождении древней цивилизации на Рапануи!

Некоторым удалось неплохо заработать на исторических спекуляциях. Людям нравится все мистическое, поэтому немалой популярностью пользовались теории «Атлантиды» и «Космоса». Согласно первой теории, остров Пасхи — единственное, что осталось от затонувших гипотетических материков вроде Атлантиды или Лемурии. По другой версии, статуи возвели… инопланетяне, поскольку примитивному человеку, у которого нет даже крова над головой и одежды, такой подвиг не по силам.

Последние тайны острова Пасхи унесли с собой в могилу жрецы и другие представители «культурной» прослойки общества. В 1862 году и без того малочисленное население острова сильно сократилось — перуанцы увезли рапануйцев с собой в качестве рабов. Некоторые из них вернулись обратно, занеся на Рапануи оспу.

Возможно, рапануйцы и сейчас бы терпели бедствие, если бы их не прославил Тур Хейердал. Правительство Чили, которому принадлежит остров, сдавало его в аренду под пастбище овец. Местные жители питались только сладким картофелем да рыбой, которую иногда вылавливали в оскудевших прибрежных водах. Теперь рапануйцы и чилийские переселенцы (всего около 3700 человек) безбедно живут за счет туризма.

Кто же из нас не видел фотографии знаменитых желтовато-серых статуй или не удивлялся рассказам Тура Хейердала в программе «Клуб путешественников»? И все благодаря неуемной энергии знаменитого норвежца и его страсти к этнографии.

Ученые и сейчас спорят о развитии цивилизации на острове Пасхи. Около 385 года на Рапануи, покрытый пышной растительностью, прибыли первые поселенцы под руководством вождя Хоту Матуа. По мнению Тура Хейердала, они были американцами, другие же считают их египтянами, индусами, греками, финикийцами или даже древними китайцами.

Крысы съели лес

Прошли века, эти люди исчезли, зато появились другие, тоже, по мнению Хейердала, из Южной Америки, скорее всего, из Перу. За манипуляции с ушами их называют «длинноухими». Примерно в 1400 годах до острова Пасхи добрались и полинезийцы — «короткоухие». Ещё участники экспедиции Джеймса Кука 1774 года отметили схожесть языка рапануйцев с языком племен Новой Зеландии, Таити и других полинезийских островов.

Через двести лет полинезийцы взбунтовались против более развитых, доминирующих «длинноухих» и затеяли войну. «Длинноухих» истребили, статуи повергли на землю, но «народная власть» не принесла счастья. Природные ресурсы острова истощались, население плодилось, возможно, дошло даже до каннибализма.

Миссионеры представляли эту поучительную историю как наглядный пример краха нравственных ценностей. Действительно, налицо культивирование жестокости, «разврата», сотворение кумиров — каменных идолов.

Но, вероятно, все гораздо проще. Обычно «дикари» прекрасно живут в гармонии с природой, однако острову Пасхи просто не повезло — он превратился в площадку борьбы разных цивилизаций и даже в «проходной двор» между Полинезией, Америкой и Европой. Ведь Рапануи — место уникальное, самый изолированный остров в мире. Он находится в 3700 км от Чили и приблизительно в 2200 км к востоку от населенного острова Питкэрн (расположен на полпути между Австралией и Америкой).

Здесь буйно цвели около сорока пяти видов растений, порхали несколько видов птиц, и вот на это не такое уж и богатое биоразнообразие накинулись переселенцы. Согласно палеоботаническим исследованиям, на Рапануи произрастало множество пальм вида юбея чилийская (Jubaea chilensis) и софор (Sophora toromiro) — вечнозеленых деревьев семейства бобовых.

Из софоры делали дощечки-кохау с изображениями ящериц, звезд, птицечеловека. Из сока юбеи готовили вино, а плоды и семена использовали в пищу. Листьями покрывали хижины, но больше всего юбей уходило на транспортировку статуй к берегу.

Даже на большой территории Чили юбея находится на грани исчезновения, а что уж говорить о маленьком острове Пасхи! Завезенные мореплавателями крысы активно поедали семена пальм, аборигены не высаживали новые деревья взамен срубленных. Никто и не заметил, как последняя пальма пошла на подпорки для каменных идолов. Или, быть может, её сожгли во время очередной гражданской войны…

Остров Пасхи — просто находка для палеоботаников, изучающих изолированные экосистемы. Но ещё больше он восхищает этнографов, многие из которых были не прочь поспорить с Хейердалом. Так, мало кто верил в его гипотезу о заселении Рапануи перуанцами. Добиться признания трудно даже маститому ученому, а к молодому Туру Хейердалу и подавно не хотели прислушиваться!

Возрождение острова

Во всех энциклопедиях Хейердал значится как «этнограф, археолог», но в действительности скромный Тур всегда представлялся как «автор, путешественник», потому что был самоучкой.

Ещё во время учебы в университете Осло по специализации зоология и география он публиковал свои очерки о природе в газете «Тиденс тэйн». После семи семестров обучения Хейердал понял, что сидеть в лаборатории или преподавать в университете — не для него. Он начал путешествовать и увлекся исследованием происхождения населения Полинезии. Научная общественность не желала слушать его теорий о заселении острова Пасхи американцами, а один ученый даже ернически посоветовал попробовать Хейердалу самому пересечь Тихий океан на плоту. Каково же было его изумление, когда Тур именно так и поступил!

Во времена инков плоты сооружали из бальсовых бревен. Бальса (Ochroma pyramidale) семейства баобабовых — обычный компонент тропических лесов Центральной и Южной Америки. Бальсовая древесина — одна из самых легких и прочных в мире, её даже применяют в самолетостроении как наполнитель в инженерных конструкциях.

Тур Хейердал собрал команду, построил бальсовый плот и нарек его «Кон-Тики» в честь бога Кон-Тики Виракочу, по легенде, изгнанного с берегов озера Титикака. От Перу до полинезийской суши было около 5 тыс. км, не удивительно, что многие считали мероприятие безумием. В 1947 году, через сто один день после отплытия от берегов Перу, Тур Хейердал был на месте.

Самое поразительное — его интернациональная команда состояла вовсе не из моряков, да и сам он плавал довольно плохо и, по его же признанию, перестал бояться воды только в возрасте двадцати двух лет. Впоследствии некоторые смельчаки пытались таким же образом проверять теории в деле…

К примеру, французский путешественник Эрик Бишоп считал, что полинезийская цивилизация самобытна. Чтобы доказать это, он решил отправиться из Полинезии в Южную Америку и обратно, и в 1958 году погиб, разбившись на рифах. Говорят, на его плоту царила нездоровая обстановка, и морякам даже мерещились русалки.

Зато Туру Хейредалу повезло с командой, ему удалось доказать, что люди разных национальностей и профессий могут слаженно работать ради одной великой цели. Последующие экспедиции Хейердала на лодках «Ра», «Ра-2» и «Тигрис» также были интернациональными.