Навигация:   Главная Океания Большой Рапа
Большой Рапа

Мой путь на остров Пасхи длился 30 лет. В детстве в передаче, которая называлась тогда «Клуб кинопутешественников», и в журнале «Вокруг света» практически одновременно я наткнулся на информацию об этом месте и буквально «заболел». Позднее, когда меня спрашивали, куда я хочу больше всего попасть, я, не задумываясь, отвечал: «На остров Пасхи».

Когда меня спрашивали, куда я хочу больше всего попасть, я, не задумываясь, отвечал: «На остров Пасхи» Когда меня спрашивали, куда я хочу больше всего попасть, я, не задумываясь, отвечал: «На остров Пасхи»

Европейцы, от Джеймса Кука и француза Лаперуза до знаменитого Тура Хейердала, посещали и исследовали это место не раз. Открыл же его в 1722 году голландский адмирал Якоб Роггевен в солнечный день праздника Пасхи, отчего остров и получил такое название. На родном языке местные жители именуют его Рапа-Нуи.

В России впервые об острове Пасхи узнали в 1804 году, когда русские мореплаватели доложили царскому двору о странных статуях 20-метрового роста, стоящих по периметру острова. Безусловно, все, что связано с этим треугольным кусочком суши, приводило меня в трепетное ожидание. Многие люди писали о нем как о необычном месте на Земле, связанном не только с немыслимого происхождения исполинскими истуканами «моаи», но и со всей историей цивилизации.

Большой РапаОстровитян всегда было немного, в XIX веке население насчитывало всего 4-5 тысяч человек, а сейчас коренных жителей и того меньше, около двух тысяч. Кроме коренных жителей на острове живут чилийцы. Местные жители близки к полинезийской народности, но все же это иная, отдельная, крайне малочисленная нация, скорее даже народность или, что еще вернее, племя. Язык, на котором говорят туземцы, не похожий ни на один другой, - гортанно-рычащий, чревовещающий - произвел на меня неизгладимое впечатление.

История острова легендарна. Король Хоту Матуа (что на местном наречии означает «отец») сошел на пляж Анакена по одним оценкам в 400 году нашей эры, по другим - в 800 году до Рождества Христова. Откуда он приплыл, не известно: опять же по одной из версий - откуда-то из Тонго, Новой Зеландии, Полинезии, по версии Тура Хейердала - из Латинской Америки. Однако ни на одного из жителей этих мест нация острова не похожа ни языком, ни внешностью, ни традициями. При этом в них есть нечто монголоидное.

По поводу появления знаменитых исполинов есть легенда, согласно которой правитель однажды исчез, а стражи острова выстроились и стали высматривать его в морской дали. По другой легенде моаи - живые люди, которые взялись из ниоткуда, спустились сверху вместе с таинственным пришельцем, а когда он пропал, в ожидании окаменели. И есть все основания верить легендам, потому что при всем минимализме этих скульптур эмоции в застывших выражениях лиц истуканов схвачены настолько тонко, что становится не по себе и кажется, что в камне запрятано нечто живое.

Основная их часть стоит по периметру острова, и все смотрят в одну точку, каждый одновременно похож и не похож на своего соседа, у каждого - своя молчаливая мимика. Удивительно, как в то время могла быть подобная техника передачи тончайших настроений при таких размерах статуи. Действительно уникальное произведение искусства!

Я провел на острове четыре дня. Разумеется, заболел, поскольку в самолете Париж-Сантьяго рядом со мной четырнадцать с половиной часов летел некий датчанин, мучающийся респираторным заболеванием в острейшей форме. И естественно, самый пик моей простуды пришелся на посещение острова, на который я мечтал попасть всю жизнь. Иначе и быть не могло. Больной и изможденный, уставший, я поднялся на гору к моаи, прислонился к одному из исполинов и окунулся в сумасшедшую энергетику. Этого не передать словами, это то, что нужно прочувствовать... И я, разумеется, пошел на поправку.

Произошедшее лишь подтвердило мою точку зрения, что есть в мире места, где все не просто так. Тот же остров Пасхи, к которому я шел 30 лет, дал мне то, чего я ожидал. ЭТО действительно, как бы ни звучало фантастично, ЕСТЬ - «имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит». И, несмотря на всю его историю, у упомянутого острова не могло быть иного названия, чем остров Пасхи...

Единственный, в общем-то, город на острове Рапа-Нуи достаточно весел: пара тысяч человек, но много кафе на берегу моря с потрясающим видом, где можно отведать оригинальные, ни на что не похожие блюда. В полночь еще светло, и поэтому все открытые террасы ресторанчиков полны народа. Люди с удовольствием сидят, пьют местный напиток «писко сауэр» и, уподобившись статуям моаи, смотрят вдаль за горизонт, восхищаясь красивейшими закатами острова Пасхи.

Массового туризма, по причине отдаленности и дороговизны, здесь нет. Сюда прилетают лишь те, кто мечтает увидеть самый необычный остров в мире, самые таинственные артефакты, которые так и не находят пока ответа. Нельзя сказать, что местное население доброжелательно относится к туристам (возможно, это связано с тем, что остров постоянно завоевывали, колонизировали), однако содрать с них три шкуры сумеет всегда.

Кроме созерцания уникальной природы и необыкновенных статуй на острове есть чем заняться: можно порыбачить, покататься на лошадях. Внешне они мало отличаются от наших «коней ретивых», но, как говорят местные коневоды, чтобы прочувствовать разницу, стоит прокатиться. Здешний туризм - это и трекинг. Можно пешком за день обойти весь остров, прогуляться по вулканам.

Пляжи Анакена знамениты своим кристально белым песком, зелеными пальмами, бирюзовой водой, а смотрящие за тобой (чтобы тебя вдруг не накрыло волной) истуканы делают их и вовсе неповторимыми. На берегу тебе могут приготовить прямо тут же на мангале свежего лобстера, сибас или любую другую местную рыбу по твоему выбору в лучших традициях островной кухни так, что ты непременно попросишь добавки.

В период Рождества, на которое пришлась моя поездка на остров, ко всем прочим достопримечательностям прибавились пальмы и местные диковинные растения в елочных игрушках и гирляндах, что выглядело весьма необычно на фоне фруктов, цветов, бассейнов и морских волн. А по вечерам национальная музыка, песнопения, костюмированные представления образуют в совокупности шоу-программу, которая для туристов, опять же, весьма впечатляюща.

Так сбылась одна из моих главных детских «мечт», к которой я шел долго и не всегда гладко (очень много раз по той или иной причине мой путь отводило от острова Пасхи). Суть же моего рассказа в том, что все, от больших до малых мечтаний, сбывается. Главное - по-настоящему захотеть и идти к своей цели. Ну, и не забывать все время смотреть вперед, как это и делают на протяжении тысячелетий сакрально таинственные моаи.