Навигация:   Главная Южная Америка Энергетика Уругвая
Энергетика Уругвая

При отсутствии каменного угля и разведанных запасов нефти, а также при ограниченных гидроэнергетических ресурсах Уругвай вынужден использовать в качестве источника энергии импортируемую нефть. В 1996 нефть была источником почти 80% всей энергии, используемой в стране, ок. 10% приходилось на долю гидроэлектростанций, остальные потребности в энергии удовлетворялись за счет сжигания древесного топлива. Общая мощность электростанций в 1995 составляла ок. 2,1 млн. кВт.

Производство электроэнергии в том же году составило 6,3 млрд. кВтЧч, а потребление на душу населения – 1568 кВтЧч. Гидроэлектроэнергия, на долю которой приходилось почти 80% всей произведенной электроэнергии, вырабатывалась в основном четырьмя ГЭС: Ринкон-дель-Бонете и Ринкон-дель-Байгоррия на р.Рио-Негро, Сальто-Гранде на р.Уругвай, построенной в рамках совместного аргентинско-уругвайского проекта, и уругвайско-бразильской ГЭС Пальмар, построенной на границе с Бразилией. Все эти ГЭС являются собственностью государства.

Транспорт

В 1990 протяженность дорог с твердым покрытием в Уругвае составляла 50,9 км, из них ок. 7 тыс. км мощеных. Строительство сети дорог началось в 1920-е годы, причем большинство дорог расходятся веерообразно из Монтевидео к городам внутренней части страны. Основные дороги между крупными городами представляют собой современные магистрали, однако дороги местного значения, соединяющие фермы с рынками, часто находятся в плохом состоянии.

Железные дороги, строительство которых было начато в 1869 при участии британского капитала, были национализированы в 1947 и к концу 20 в. постепенно пришли в упадок. Железнодорожная сеть общей протяженностью ок. 2070 км связывает столицу страны с городами севера и запада; некоторые линии заброшены или используются частично. Железнодорожный транспорт не выдерживает конкуренции с автомобильным и нуждается в субсидиях.

Почти вся внешняя торговля Уругвая осуществляется по водным путям, 90% всего объема этой торговли ведется через порт Монтевидео. Из прочих портов наибольшее значение имеют Фрай-Бентос, Нуэва-Пальмира, Пайсанду и Пунта-дель-Эсте. Реки в пределах страны судоходны на протяжении ок. 1300 км, именно по рекам происходит доставка товаров из Монтевидео во внутренние районы страны и обратно. Воздушное сообщение внутри страны осуществляется самолетами государственной авиакомпании. Аэропорт в Монтевидео обслуживает также несколько международных линий. Кроме того, в стране функционирует ок. 60 небольших аэродромов, из них 45 имеют взлетные полосы с твердым покрытием.

Внешняя торговля и иностранные инвестиции

Уругвай занимает скромное место в мировой торговле, однако для экономики страны жизненно важное значение имеет внешняя торговля. Обычно в бюджете Уругвая расходы на импорт превышают доходы от экспорта, дефицит внешнеторгового баланса сохранялся в течение последних десятилетий 20 в. В 1996 доходы от экспорта составили 2,4 млрд. долл., а затраты на импорт – 3,3 млрд. долл. Основные статьи расхода связаны с закупкой машин и оборудования, минерального сырья (главным образом нефти), а также пищевых продуктов и некоторых промышленных товаров.

Главными статьями экспорта являются текстиль, мясо и мясопродукты, шерсть, шкуры и другие сельскохозяйственные продукты, в особенности рис и молочные продукты. Главные торговые партнеры Уругвая в экспорте – Бразилия (26% товарооборота), Аргентина (20%), страны ЕС (20%), США (7%) и Китай. Основными поставщиками сырья и промышленной продукции в Уругвай являются Бразилия (26%), Аргентина (24%), ЕС (19%), США (12%) и Нигерия. В 1960 Уругвай вступил в Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), а в 1991 присоединился к МЕРКОСУР.

Иностранный капитал поступал в страну через Межамериканский банк развития и Всемирный банк, а также от различных частных инвесторов и иностранных банков. К числу наиболее крупных инвесторов относятся США и Аргентина.

На состоянии экономики Уругвая в 1970–1980-е годы крайне отрицательно сказывался дефицит платежного баланса, погашавшийся за счет займов у иностранных банков. Растущие долги привели к высоким темпам инфляции и необходимости уже к 1990 прибегнуть к новым займам у МВФ, согласившись на все его условия, касавшиеся внутренней экономической политики.

Денежная система и банки

Наиболее быстро развивающимся сектором уругвайской экономики является финансовый, на долю которого в 1996 приходилось 23% ВВП (в 1990 – ок. 18%). Основная регулирующая роль в этом секторе принадлежит основанному в 1967 Центральному банку Уругвая, в функции которого входит эмиссия национальной валюты, хранение резервов и контроль за кредитами. Самым крупным банком является Банк Республики (основан в 1896), принадлежащий государству.

С середины 1950-х годов инфляция привела не только к вывозу капитала за границу (в 1982 общий отток капитала по оценкам превышал 950 млн. долл.) и невозможности получения долгосрочных кредитов, но также в сильной степени нарушила систему инвестиций внутри страны. В условиях инфляции наиболее выгодными оказывались краткосрочные инвестиции; усилилась также тенденция вкладывать средства в недвижимость, а не в производство.