Навигация:   Главная Южная Америка Политические партии Чили
Политические партии Чили

В 1973 военное правительство запретило все партии левого толка, а остальных обязало прекратить политическую деятельность, объявив, что «распускает их на каникулы на неопределенный срок». В период с 1977 по 1987 деятельность всех политических партий в стране была запрещена, а левым партиям было разрешено возобновить свою деятельность только в 1989. На выборах 1989, 1993 и 1997 победу одерживали коалиции центристских и умеренно левых партий.

Традиционные партии

Правых в Чили традиционно представляли Консервативная и Либеральная партии, которые в 1966 объединились, образовав Национальную партию (НП), которая опиралась на поддержку крупных латифундистов, а также давно сложившихся ведущих коммерческих и промышленных группировок. На выборах 1973 эта партия получила 21% голосов, а в 1988 разделилась на фракции, одна из которых поддерживала Пиночета, а другая выступала против него.

Центр политического спектра обычно занимали Радикальная партия Чили, которая в конце 1960-х годов разделилась на левое и правое крыло, а также Христианско-демократическая партия (ХДП), которая обычно занимала позицию левее центра. До 1950-х годов Радикальная партия Чили представляла интересы среднего класса, но в последующий период симпатии большей части представителей среднего класса перешли к христианским демократам.

Левые партии до военного переворота 1973 образовывали коалицию, включавшую Коммунистическую партию Чили, Социалистическую партию Чили и Социал-демократическую партию. В 1969 представители левого крыла Радикальной партии Чили и группа, отколовшаяся от Христианско-демократической партии, присоединились к партиям левого крыла, в результате чего возник блок Народное единство. Кандидат Народного единства Сальвадор Альенде, избранный президентом в 1970, был свергнут в результате военного переворота 1973. В 1989 три фракции Социалистической партии Чили вновь объединились, после чего партия была переименована и стала называться Объединенной социалистической партией Чили. Ее представители получили 5 из 20 постов в кабинете министров.

Политические партии в переходный период от диктатуры к демократии

В намерения хунты входило преобразовать традиционно многопартийную систему в двухпартийную и при этом обеспечить правым 50-процентное представительство в конгрессе при том, что они могли рассчитывать всего на треть голосов. С учетом 9 мест в сенате, которые заполнялись путем назначения, эти меры существенно затрудняли и замедляли процесс демократизации и ставили множество препятствий на пути конституционной реформы.

Однако, несмотря на все эти трудности, процесс перехода протекал стабильно, и в результате партийная система, насильственно уничтоженная в 1973, оказалась практически полностью восстановленной. Сами партии и их избиратели снова разделились на блоки, почти равные по численности и влиянию – правые, левые и центр. Наиболее существенные изменения состояли в том, что правые образовали не меньше различных фракций и группировок, чем левые, а центр и левое крыло объединились, причем руководящая роль в этом союзе принадлежала центру.

На выборах президента и членов конгресса 14 декабря 1989, в которых приняло участие 7,1 млн. человек, победил христианский демократ Патрисио Эйлвин, получивший 55,2% голосов. Он баллотировался от коалиции «Согласие во имя демократии», которую образовали 14 партий, совместно выступивших против Пиночета на плебисците 1988.

Противником Эйлвина на выборах выступал Эрнан Бучи Бук (бывший министр финансов в правительстве Пиночета), которого поддерживала коалиция правых под названием «Демократия и прогресс»; Бучи получил 29,4% голосов, а независимый кандидат бизнесмен Франсиско Хавьер Эррасурис Талавера, которого поддерживала группа мелких партий, называвшая себя «Союзом за демократию», набрал 15,4% голосов. Коалиции удалось получить большинство мест в обеих палатах конгресса: 56,5% в Палате депутатов («Демократия и прогресс» – 32,4%) и 50,5% в сенате (где правые получили 43% мест).

Среди правых выделялась Партия национального обновления (ПНО), ставшая во многом наследницей Национальной партии; почти сразу в ней возникли разногласия по вопросу о допустимой степени близости к режиму Пиночета. Отколовшийся от ПНО Независимый демократический союз (НДС) выступил в поддержку кандидатуры Пиночета на плебисците 1988. Однако в 1989 обе эти партии (ПНО и НДС) поддерживали одного кандидата на пост президента и выступили с единым списком кандидатов в конгресс; в 1993 они выступили с общей стратегией в рамках Центристского союза. В декабре 1997 ПНО и НДС вновь выступили с общим списком кандидатов в конгресс.

По мере того как развивался процесс демократизации, становилось ясно, что партии Центристского союза в действительности не относятся к партиям политического центра. Последний оказался представлен христианскими демократами и умеренным крылом Радикальной партии Чили. После падения диктатуры Христианско-демократическая партия стала наиболее сильной партией в стране, располагая поддержкой примерно 35% избирателей. Судя по спискам кандидатов от коалиции, положение Радикальной партии Чили оказалось не таким уж плохим, как можно было бы ожидать по результатам опроса общественного мнения; это можно объяснить тем, что христианские демократы предпочли оказать поддержку кандидатам от радикалов, а не их ближайшему сопернику – Партии за демократию (ПД), занимавшей более левую позицию.