Навигация:   Главная Южная Америка Переходный период у Чили
Переходный период у Чили

Эйлвин приступил к исполнению обязанностей в марте 1990 и образовал гражданское правительство с широким представительством партий. Национальный конгресс возобновил свою работу, обосновавшись в Вальпараисо. Хотя генерал Пиночет оставался главнокомандующим, Эйлвин начал расследование нарушения прав человека; в ходе этих расследований были обнаружены массовые захоронения жертв репрессий, осуществлявшихся хунтой в 1973 и последующие годы. Попытки Пиночета воспрепятствовать проведению расследований не были поддержаны другими руководителями вооруженных сил.

Правящая коалиция «Согласие во имя демократии», большинство в которой составляли представители Христианско-демократической и Социалистической партий, за четыре года правления Эйлвина укрепила свои позиции. На выборах в марте 1994 президентом стал ее кандидат, христианский демократ Эдуардо Фрей Руис-Тагле. Он получил 57,4% голосов, тогда как его основной соперник, Артуро Алессандри Беса, кандидат от коалиции правых партий, набрал 24,7% голосов; остальные голоса пришлись на долю двух менее популярных кандидатов.

За период с 1990 по 1996 был достигнут устойчивый рост экономики (в среднем 7% в год), к 1995 инфляцию удалось постепенно снизить до уровня, не превышавшего нескольких процентов в год.

Расходы на осуществление правительственных программ в области образования, здравоохранения и жилищного строительства с 1990 ежегодно увеличивались на 10% (в реальном масштабе цен). В период с 1987 по 1994 количество чилийских семей, уровень жизни которых находился ниже порога бедности, снизился с 40% до 24%. Минимальный размер пенсий и заработной платы выросли в период с 1990 по 1994 почти на 50%, а к 1996 в результате повысившегося спроса на рабочую силу на рынке труда реальный уровень заработной платы достиг и превзошел показатели периода, предшествовавшего приходу к власти Пиночета. Уровень безработицы в государственном секторе в 1996 составил 6,4%.

Одним из самых важных шагов на пути к восстановлению демократии явилась поправка к конституции, проведенная правительством Эйлвина, которая предусматривала использование принципа пропорционального представительства на местных выборах 1992. Хотя большинство последующих попыток расширить область применения демократических принципов и по возможности уменьшить влияние реакционно настроенной части военных путем принятия новых конституционных поправок оказалось безуспешным, движение к демократии набирало силу под влиянием явно выраженного народного волеизъявления. Оказалось, что политикам, журналистам и лидерам общественных движений зачастую удается расширить границы пользования гражданскими и политическими правами исключительно за счет создания в стране соответствующего политического климата.

Попытки гражданского правительства поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в многочисленных нарушениях прав человека встретили жесткий отпор со стороны военных, однако прогресс наблюдался и в этой области. Созданному при правительстве Эйлвина специальному комитету удалось провести вскрытие мест массовых захоронений и официально зарегистрировать ок. 3000 случаев «исчезновения» людей во время правления Пиночета. Появление официального документа дало возможность родителям, детям и супругам жертв военной диктатуры предъявить иски в суд и требовать выплаты соответствующих пособий. Кроме того, правительство Эйлвина освободило ок. 380 политических заключенных и способствовало возвращению на родину примерно 40 тыс. политических беженцев.

Добиться того, чтобы виновники кровавых преступлений понесли заслуженное наказание, оказалось гораздо более трудной задачей. В июле 1994 президент Фрей публично объявил, что правительство отказывает в доверии командующему корпуса карабинеров (Национальной полиции), ответственному за происходившие в стране массовые убийства. Однако по действующей конституции Фрей не мог снять его с поста. В 1996 за публичную критику Пиночета была арестована Г.Марин – лидер Коммунистической партии Чили, однако под мощным давлением общественного мнения как в стране, так и за рубежом она вскоре была освобождена.

Несмотря на отдельные выступления и уличные демонстрации, организованные в знак протеста армейскими подразделениями, гражданское правительство пересмотрело ряд положений закона об амнистии; кроме того, оно сумело изменить существовавшее положение, когда все преступления, совершенные военными по отношению к гражданским лицам, должны были рассматриваться только военными судами. Свыше 20 офицеров армии и полиции отбыли и отбывают сроки тюремного заключения за преступления, совершенные в годы военной диктатуры.