Навигация:   Главная Южная Америка Государственный строй Аргентины
Государственный строй Аргентины

Действующая в настоящее время конституция Аргентины была принята в 1853 и сохранялась без изменений в течение последующих семидесяти лет. Однако после 1930, во время сменявших друг друга диктатур и военных режимов, многие демократические институты были отменены. В 1949 правительство Перона ввело в действие новую конституцию, в соответствии с которой права президента значительно расширялись, главы провинций действовали как представители президента, а законодательные и судебные органы практически лишались какой-либо власти. После свержения Перона в 1955 была восстановлена конституция 1853.

Однако, как и раньше, многие законы отменялись или игнорировались, если они мешали правительству в осуществлении его планов. Захватившая власть в 1976 военная хунта ввела ряд законов в дополнение к конституции. В 1983, когда политическая жизнь Аргентины вернулась на путь демократии, конституция 1853 была восстановлена в ее первоначальной форме. По соглашению, достигнутому между основными политическими партиями в Национальном конгрессе, в 1994 состоялось заседание Учредительного собрания, которое должно было пересмотреть некоторые положения конституции 1853.Последние изменения в конституцию были внесены в 1997.

Конституция

В соответствии с конституцией Аргентины, в стране установлена республиканская форма правления и представительная политическая система, при умеренной роли федерального правительства (примерно такой же, как в США, которые во многом послужили образцом для Аргентины). Однако, в отличие от США, в Аргентине провинции не участвуют в принятии поправок к конституции.

Более того, в конституции предусмотрена возможность вмешательства федерального правительства в дела провинций для предотвращения нарушений республиканской формы правления; вследствие этого главы провинций часто выполняют роль простых проводников политики президента.

Конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания, однако Римско-католическая церковь издавна занимает привилегированное положение в стране. Конституционная реформа 1994 уничтожила многие сохранявшиеся формы государственной опеки над церковью, а также отменила требование об обязательной принадлежности президента и вице-президента к католической церкви; однако и после этого в конституции сохранилось положение, обязывающее федеральное правительство «поддерживать римскую католическую апостольскую веру».

Исполнительная власть

До конституционной реформы 1994 президент и вице-президент избирались на шестилетний срок (избрание на второй срок сразу по окончании первого не разрешалось) коллегией выборщиков, члены которой избирались всеобщим голосованием. В соответствии с поправками 1994, введены прямые выборы президента и вице-президента всеобщим тайным голосованием на четырехлетний срок, по окончании которого они могут быть сразу же избраны вторично, но не более чем на один срок.

Посты президента и вице-президента могут занимать лица не моложе 30 лет, уроженцы Аргентины или прямые потомки коренных аргентинцев. Если по какой-либо причине президент не может исполнять свои обязанности, его место занимает вице-президент до окончания срока президентского правления.

Президент является главой исполнительной власти в стране и главнокомандующим вооруженными силами, назначает правительство (кабинет министров) и определяет его функции; назначает руководителей предприятий, являющихся государственной собственностью, а также судей и послов, с последующим их утверждением сенатом; определяет внешнюю политику; имеет право вето в вопросах законодательства; в случае угрозы военного нападения, может объявить (с одобрения сената) военное положение, временно ограничивающее некоторые гражданские свободы.

В случае внутренних волнений, происходящих во время парламентских каникул, президент имеет право единолично объявить военное положение или вмешаться в дела какой-либо провинции, сменив ее руководство. Однако эти меры должны получить одобрение Национального конгресса после того, как он возобновит свою работу. Конституционная реформа 1994 предусматривает меры, направленные на расширение прав парламента и судебной власти и некоторое ограничение полномочий президента и исполнительной власти; например, вводится подотчетность главы кабинета министров парламенту, ограничивается право президента издавать законодательные постановления, расширяются права судей.

Законотворческая деятельность президента сводится к изданию инструкций и распоряжений, необходимых для исполнения законов, а также к участию в разработке законов. Он не имеет права брать на себя законодательные функции. Президент осуществляет исполнительную власть совместно с назначаемым им кабинетом министров, состоящим из членов кабинета, генерального секретаря и премьер-министра. Последний стал главой кабинета вместо президента.Сместить премьер-министра можно большинством голосов обеих палат конгресса.

С мая 2003 пост президента Аргентины занимает Нестор Карлос Киршнер Остоич, представитель Хустисиалистской партии, кандидат Фронта за победу. Киршнер родился в 1950 в Рио-Гальегос и начал свою политическую деятельность в молодежном перонистском движении в начале 1970-х, изучая право в университете Ла-Платы. В 1987–1991 занимал пост интенданта столицы провинции Санта-Крус, с 1991 – губернатора провинции. Примыкал к «левому» течению перонизма.