Навигация:   Главная Южная Америка Законодательная власть Аргентины
Законодательная власть Аргентины

Законодательная власть в Аргентине принадлежит Национальному конгрессу, который состоит из Палаты депутатов (257 членов) и Сената (72 члена). Депутаты Палаты избираются прямым всеобщим голосованием на четыре года, причем состав ее обновляется наполовину каждые два года. Выборы проходят по 24 избирательным округам (по числу провинций плюс столичный Федеральный округ) в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Сенат избирается на шесть лет и каждые два года избирается на одну треть.

Ранее члены сената выбирались провинциальными легислатурами, но с 2001 введены прямые выборы сенаторов от провинций голосованием по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен в сенате тремя членами: два сенатора – от политической партии, набравшей наибольшее число голосов, и один – от следующей по числу голосов партии.

Аргентинский конгресс обладает широкими полномочиями в области финансов, бюджета и торговли. В его компетенцию входят установление прямых и косвенных налогов, утверждение ежегодного национального бюджета, выделение средств на финансирование национальной администрации (в соответствии с правительственной программой), предоставление субсидий провинциям, регулирование погашения внутреннего и внешнего государственного долга, учреждение федерального банка и регламентирование его работы, таможенное и внешнеторговое законодательство.

Высший законодательный орган страны принимает гражданский, уголовный, трудовой, горнорудный кодексы, кодекс общественной безопасности, рассматривает вопросы государственных и провинциальных границ, решает проблемы, связанные с образованием, промышленным развитием, иммиграцией, заселением земель и иностранными капиталовложениями, принимает законы социального характера. Законодатели учреждают суды, объявляют всеобщую амнистию, принимают окончательное решение об отставке президента или вице-президента и о проведении новых выборов. Конгресс одобряет или отклоняет международные договоры и соглашения, дает поручение объявить о начале войны или заключении мира, разрешает ввод иностранных войск или посылку аргентинских войск за границу. Он имеет также право контроля над исполнительной властью.

Для отмены президентского вето необходимы две трети голосов в обеих палатах. Законопроект, который не был возвращен исполнительной властью в Конгресс в течение 10 рабочих дней, становится законом, хотя обычно в течение этих десяти дней выходит президентский декрет, обнародующий данный закон.

Обе палаты конгресса мало отличаются друг от друга по своим правам и полномочиям. Однако именно Палате депутатов принадлежит исключительное право законодательной инициативы в области налогов и призыва в армию; она выдвигает перед Сенатом обвинения в адрес президента, вице-президента, министров и членов Верховного суда (для этого необходимо большинство в две трети голосов). Сенат выносит окончательное решение по этим обвинениям. Он дает также разрешение президенту на ввод чрезвычайного положения.

Судебная система

Традиционно судебная система – наиболее слабая из трех ветвей власти. Главой судебной системы в Аргентине является Верховный суд из 9 судей, который находится в Буэнос-Айресе. Члены Верховного суда и другие федеральные судьи назначаются пожизненно и могут быть смещены только в результате импичмента в парламенте. Федеральные суды имеют право осуществлять судебный надзор, контролируя конституционность рассматриваемых дел. Однако решение о неконституционности выносится крайне редко; обычно суды предпочитают избегать спорных дел, чтобы не вступать в конфликт с другими ветвями власти, и отклоняют их как находящиеся за пределами своей юрисдикции.

Судебная система в Аргентине была существенно ослаблена в первый период пребывания у власти Перона (1943–1955) и доведена до полного бессилия под властью военной хунты (1976–1983). Последний период отличался тем, что военные и полицейские власти почти никогда не возбуждали судебных дел против людей, объявленных террористами и подрывными элементами. Вместо этого их похищали, заключали в тюрьмы, подвергали пыткам и затем чаще всего убивали. Число таких жертв оценивается приблизительно в 30 тысяч человек. Друзья и родственники погибших не могли обратиться в суд, не имея в своем распоряжении никаких официальных документов. После восстановления конституционного режима в 1983 правительство предприняло попытки возродить судебную систему и возбудить уголовные дела по крайней мере против некоторых убийц и палачей.

По конституционной реформе 1994 предусматриваются некоторые нововведения в судебной системе, имеющие целью сделать ее более доступной для граждан и укрепить независимость судей.