Навигация:   Главная Южная Америка Культура Аргентины
Культура Аргентины

В культуре Аргентины прослеживается ряд иностранных влияний. Верхушка аргентинского общества всегда считала своей второй родиной Париж (а не Мадрид). В течение 19 в. французская политическая и философская мысль глубоко проникла в литературу Аргентины. Заметное воздействие на культуру и экономику страны оказали Англия и Италия. Однако самый глубокий след в искусстве Аргентины оставила культура гаучо.

Культура гаучо

В современной культуре Аргентины сохранилось очень мало следов индейского влияния, до сих пор очень сильно выраженного в Мексике, Гватемале, Боливии, Эквадоре, и Перу. Основу экономики, как и культуры, колониальной Аргентины составили не золото и не рабы, поскольку испанцы не нашли здесь богатых рудников и встретились лишь с примитивными племенами индейцев; основным источником богатства Аргентины стали огромные стада одичавшего скота и лошадей, которые паслись на равнинах аргентинской Пампы.

Люди, уходившие в Пампу из городов, часто брали в жены индейских женщин, и плодом таких союзов явилась смешанная раса смелых наездников и народных певцов, известных под именем гаучо. Именно они заложили основы национальной культуры Аргентины. Имея в достатке пищу, лошадей и шкуры для продажи, гаучо жили обособленно вдали от цивилизации, вели борьбу с суровой природой и слагали стихи и песни о своих деяниях.

Испанский фольклор, обычно требовавший аккомпанемента на гитаре, получил особую выразительность в среде неграмотных гаучо. Расцвет самобытной культуры гаучо пришелся на столетие между 1750 и 1850, а ее угасание началось с того времени, как земли Пампы стали собственностью крупных землевладельцев. Однако подвиги и сам образ гаучо продолжали вдохновлять писателей, композиторов и художников Аргентины.

Музыка

С культурой гаучо связывается происхождение многих песен и танцев Аргентины. Однако самый известный аргентинский танец – танго – имеет городские корни и происходит от песни городских окраин – т.н. милонги. Рожденное в предместьях Буэнос-Айреса в конце19 в., танго в несколько облагороженном виде стало известным в Париже в 1910, откуда и начало свое триумфальное шествие по всему миру. Королем танго считался певец Карлос Гардель (1887–1935), а из современных композиторов большой вклад в развитие этого жанра внес Астор Пьяццолла (1921–1992).

С начала 19 в., когда в Аргентину хлынули эмигранты из Италии, большую популярность получает опера. В 1857 в Буэнос-Айресе был открыт оперный театр «Колон», снискавший славу одного из лучших оперных театров мира, особенно после постройки нового здания в 1908. Театр славится как обширным репертуаром, включающим практически все лучшие оперы, так и выступлениями всемирно известных артистов. В Буэнос-Айресе функционирует филармонический (осн. в 1946) и Национальный симфонический оркестр (осн. в 1949).

Основоположником аргентинской композиторской школы является Альберто Вильямс (1862–1952). Получив музыкальное образование во Франции, он основал в 1893 в Буэнос-Айресе консерваторию, отделения которой вскоре распространились по всей стране. Вильямс создал несколько симфоний и многочисленные небольшие произведения, основанные на национальных мелодиях. Основанное им издательство музыкальной литературы «Ла Кена» хорошо известно в испаноязычном мире.

В 1929 группа музыкантов – дирижеров и композиторов, в состав которой входили братья Кастро – Хуан Хосе (1895–1968), Хосе Мария (1892–1964) и Вашингтон (р. 1909), основала «Группу музыкального обновления», поставив своей целью развитие современной музыки. С той же целью в 1936 Хуан Карлос Пас (1901–1972) начал ежегодное проведение серии «Концертов новой музыки». Эти концерты, как и выступления «Группы музыкального обновления», обычно проходили в здании Народного театра в Буэнос-Айресе.

Из других современных композиторов выделяется Хакобо Фишер (1896– 1978), выходец из России, в композициях которого слышатся еврейские мотивы, Луиса Джаннео (1897–1968), организатор лиги композиторов Аргентины, Онорио Сиккарузи (1897–1963) и Альберто Хинастера (1916–1983), пользующийся наибольшей известностью за рубежом.