Навигация:   Главная Южная Америка Независимость Аргентины
Независимость Аргентины

После того как Наполеон захватил Испанию и сверг с трона короля Фердинанда VII, 25 мая 1810 кабильдо (совет) Буэнос-Айреса учредил Временную правительственную хунту Ла-Платы, которая должна была править от имени Фердинанда до тех пор, пока он не вернется на трон. Последовала долгая борьба между властями Буэнос-Айреса, которые стремились к объединению страны, и внутренними провинциями, которые тяготились зависимостью от Буэнос-Айреса. Все это задержало принятие декларации независимости до 9 июля 1816, когда, наконец, Национальный конгресс, собравшийся в Тукумане, объявил Объединенные провинции Ла-Платы независимыми от Испании.

Одним из тех, кто больше всего сделал для обретения страной независимости, был генерал Хосе де Сан-Мартин, которого за его патриотизм и самоотверженность часто называли «Святым со шпагой в руках». Уроженец северной Аргентины, он вступил в испанскую армию, когда ему было 11 лет, и принимал участие в военных действиях в Европе и Африке. Вернувшись на родную землю, чтобы сражаться за ее независимость, он решил добиться изгнания испанских войск из их оплота в Лиме. Однако до поры до времени Сен-Мартин держал свой план в тайне и в течение двух лет занимался подготовкой армии, обосновавшись в районе Мендосы у подножия Анд.

Когда войска были обучены, он тайно провел свою армию через Анды и разгромил испанские войска в Чили. Затем он двинул свою победоносную армию в Перу и захватил центр роялистов в Лиме, провозгласив независимость Перу 28 июля 1921. В Южной Америке, однако, еще оставались значительные военные силы испанцев; считая необходимым объединить силы против общего врага, генерал Сан-Мартин отправился в Гуаякиль (Эквадор) на переговоры с генералом Симоном Боливаром. Последний не горел желанием объединяться, и Сан-Мартин вернулся в Лиму и сложил с себя обязанности командующего, уступив это место Боливару, а затем уехал в Буэнос-Айрес.

В Аргентине продолжались внутренние разногласия. Территории, впоследствии известные под названиями Уругвай, Парагвай и Боливия, отказались признать главенство Буэнос-Айреса и создали у себя самостоятельные правительства. За контроль над остальной территорией (будущая Аргентинская республика) боролись две группировки: унитарии, стремившиеся к созданию централизованного государства со столицей в Буэнос-Айресе, и федералисты, выступавшие за свободную федерацию автономных провинций. В результате в 1826 была принята конституция, согласно которой страна была объявлена конфедерацией и получила название Федеративная Республика Аргентина.

Первым гражданским президентом страны стал в 1826 Бернардино Ривадавия, глава унитариев, которому удалось осуществить целый ряд реформ, касавшихся народного образования, церкви, судебной системы и социальной сферы.

Так, была введена система аренды неотчуждаемых государственных земель, приняты декреты о поощрении иммиграции, отменены церковная десятина и церковные суды, установлена свобода культов.

Однако, будучи сторонником новой конституции, закрепившей принцип централизованного государства, он не пользовался поддержкой каудильо – гражданских или военных глав провинций, которые обладали на местах практически неограниченной властью; все это привело к тому, что в 1827 Ривадавия был вынужден уйти в отставку.

Попытка президента ввести в действие конституцию в провинциях вызвала ожесточенное сопротивление федералистов и повергла страну в хаос, который окончился приходом к власти генерала Хуана Мануэля Росаса; этот первый диктатор Аргентины пользовался большим авторитетом среди гаучо. В течение ряда лет (1829–1952), вошедших в историю как «эпоха кровавого Росаса», в провинции Буэнос-Айрес правили федералисты, а Росас был абсолютным диктатором.

Диктатура Росаса опиралась на открытое насилие его вооруженных приверженцев – «масорку», которая беспощадно расправлялась со всеми оппозиционерами и нелояльными гражданами. Правитель восстановил многие из колониальных порядков и захватил 500 тыс. га индейских земель. Церкви были возвращены ее привилегии, в 1836 в страну вернулись иезуиты.

В аграрной области поощрялось развитие помещичьих латифундий. Хотя центральное правительство в Аргентине в этот период отсутствовало, диктату Росаса было подчинено большинство других аргентинских провинций, которые время от времени поднимали против него восстания. Недовольны Росасом были и соседние государства. В конечном счете он был свергнут коалицией, которую возглавил один из его бывших союзников генерал Хусто Хосе Уркиса.