Навигация:   Главная Юго-Восточная Азия Луангпрабанг - жемчужина Лаоса
Луангпрабанг - жемчужина Лаоса

Луангпрабанг - древняя столица Лаоса, расположена на севере страны, на высоте 700 метров над уровнем моря. Долгое время этот город, стоящий на берегу Меконга, при впадении в него горной реки Кхан, был недостижимой мечтой для многих туристов. Лишь в феврале 1989 г. Луангпрабанг стал "открытым", но, несмотря на это, требовалось особое разрешение для его посещения. Да и теперь здесь сохраняются остатки былого "режима".

Пассажиры, сходящие с самолета местной авиалинии в аэропорту Луангпрабанга, должны быть внимательны: при выходе за шаткую деревянную ограду их встречает неприметное объявление. Согласно местным правилам, каждый пассажир, - и местный и иностранец, прибывший в Луангпрабанг, должен зарегистрироваться у стойки, за которой восседает солдат внутренней службы. На чистый листок бумаги ставится штамп о прибытии и взимается плата за услугу - 200 кип (примерно 20 американских центов). Перед отлетом на тот же листок за такую же плату ставится "выездная виза". На севере Лаос граничит с Бирмой и Китаем; горные перевалы трудно контролировать. Гораздо проще сидеть за стойкой в аэропорту и делать деньги "из воздуха". А те простодушные туристы, что покинули аэропорт без регистрации, никуда не денутся - без штампика их в гостинице не примут. Через час-другой они снова явятся в аэропорт как миленькие и долго будут искать чиновника в зеленой форме, - чтобы "подышал на печать". А если кто-то исхитрится "прописаться" без штампа во вкладыше, его выявят при отлете и заставят платить штраф: 5 долларов за сутки. Полицейские тоже люди и у них в семье все хотят кушать...

Но вот все хлопоты позади, и можно не спеша пройтись по Луангпрабангу. По числу монастырей Вьентьян и Луангпрабанг соперничают между собой: в нынешней и древней столицах средств на их украшение не жалели. В целом храмы Луангпрабанга древнее вьентьянских: из 66 пагод, построенных еще до эпохи французской колонизации, 32 дошли до нашего времени. У Луангпрабанга есть еще одно преимущество: в отличие от равнинного Вьентьяна, он украшен холмом Пу Си, который, в свою очередь, увенчан шедевром лаосской буддийской архитектуры - пагодой Тат Чомси.

Со стороны Меконга на холм ведет узкая каменная лестница. Здесь любят отдыхать горожане; многие из них поднимаются на холм, чтобы излить свои просьбы перед статуей Будды, сидящей в тени священного дерева чампа. Пожертвования текут тоненьким, но постоянным ручейком, и привратник опускает их в коробочку с надписью: "на реставрацию". Тат Чомси был воздвигнут на холме Пу Си в 1804 году, был реставрирован в 1914 году и нынче снова нуждается в обновлении. Впрочем, ремонт пагоды мог быть начат уже давно, однако Лаос много средств потратил на участие во вьетнамской войне. И сегодня на том же холме Пу Си, близ пагоды Тат Чомси, можно видеть зенитку советской конструкции, установленную на скальном грунте. Все, что можно было с нее снять и отвинтить, местные жители сняли и отвинтили. Но зенитка еще в хорошем состоянии, и ребятишки, раскрутив ее дуло, катаются на ней как на карусели. А когда их игры кончаются, ствол зенитки снова возвращается в "штатное" положение: он направлен на пагоду Тат Чомси... Удивительно, как в свое время эту пушку затащили на высокий холм? Все же что-то на холме Пу Си обновилось: в 1995 году здесь был установлен большой колокол, и по праздникам мелодичный звон плывет над Меконгом.

С холма Пу

Си Луангпрабанг виден как на ладони. Внизу блестят золоченые шпили пагод, окруженных пальмами. По Меконгу взад вперед снуют лодки, откуда-то снизу слышно пение петухов. Смычка города с деревней в Луангпрабанге проходит неспешно: на противоположном берегу все склоны заняты огородами, и фигурки крестьян усердно копошатся в земле. Нужно вырастить овощи и снять урожай до сезона дождей, пока Меконг не столь полноводен. Особенно живописно выглядит город в середине апреля, когда в Лаосе празднуется Имай - Новый год. Имай означает наступление весны, скорый приход дождливого сезона, а значит, начало полевых работ. И вода символизирует процветание, благополучие и плодородие. С утра до вечера ее льют из ведер, ушатов и шлангов, обдавая друг друга с головы до ног. И если кому-то в этот день удалось избежать подобных процедур, он может смело считать, что научился выходить сухим из воды. Новый год в Лаосе принято встречать с сознанием завершенности намеченных в прошлом дел, отдав долги и простив обиды ближнему. А вода лишь помогает смыть тяжкий груз былых забот и освободиться от неразрешенных проблем.

Луангпрабанг - бывшая королевская резиденция, что отражено и в названии города: Луанг - значит "королевский". Есть здесь и королевский монастырь - Ват Ксьенг Тхонг, называемый иначе "Город золотых храмов". Он расположен на берегу Меконга, там, где в него впадает река Кхан. Этот монастырь по праву носит титул "королевского" - обитель была основана королем Сайсеттхатхилатом в 1560 году и находилась под королевским попечением вплоть да 1975 года. Здесь позолочено все, что можно: даже барабан, висящий под особым навесом, и тот в золоте; сверкает позолотой и навес.

Королевский монастырь - это целых городок, и без чертежа здесь не обойтись. Вот главная пагода, богато украшенная позолоченной резьбой по дереву. На посетителей, снимающих обувь перед входом, сверху задумчиво смотрит золоченый слон. Барельеф, украшающий входной портал, незаметно переходит в объемную скульптуру, и слон, вздымая хобот, выламывается за пределы условной плоскости.

Множество деревянных колонн поддерживают высокий потолок, украшенный золочеными колесами-дхаммачеккас. Перед огромной позолоченной статуей Будды на бамбуковых циновках простерлись богомольцы. Будда привык веками терпеливо выслушивать все жалобы, просьбы, молитвы и отвечать на них бесстрастным, невозмутимым молчанием. И все же надежды на благосклонность безмолвного божества не покидают молящихся. Снова и снова склоняются они перед его изображениями (а их здесь 10), сидящими или возлежащими в позах умиротворения, благодушия, отдыха, настающего после многотрудных поисков смысла жизни.

Второй по величине храм монастыря Ксьенг Тонг - это королевская усыпальница. Ее позолоченный фасад ослепительно блестит на солнце. При входе в пагоду даже бывалый паломник будет ошеломлен. Прямо с порога его встречает оскаленные пасти драконов, украшающих огромную колесницу. На ней установлены три позолоченные урны с прахом членов королевской династии. По сути эта погода - своего рода ангар для королевской колесницы: она настолько велика, что занимает собой все внутреннее пространство храма. Семь огнедышащих драконов, помещенных на носу этой колесницы- ладьи, еще более увеличивают ее размеры. По сравнению с королевской пагодой Красная "часовня", стоящая близ главного храма, весьма скромна, и помещенные в ней скульптуры Будды не обращают на себя особого внимания. Однако история одной из скульптур довольно необычна; это изображение лежащего Будды, облаченного в монашеское одеяние. В 1931 году эта скульптура была вывезена в Париж и украсила французский павильон на Всемирной выставке. Возвращение Будды в Луангпрабанг затянулось: после закрытия выставки скульптура вернулась в Лаос, но долгое время находилась в одном из монастырей Вьентьяна. На свое прежнее место в королевском Вате Луангпрабанга Будда "возлег" лишь в 1964 году.

К востоку от центра Луангпрабанга находится Ват Висуналат. Это старейшая обитель города: монастырь был основан в 1513 году в годы правления короля Чао Висуналата. В обители тихо: жара в разгаре, и монахини-насельники укрылись в кельях, стоящих на деревянных сваях. Чем выше сваи - тем выше ранг насельника. Привратник безмятежно спит внутри пагоды на бамбуковой циновке перед статуей Будды. Под боком у него приемничек, из которого льется негромкая мелодия. В тени дерева Бо молодой послушник заготавливает дрова; священное дерево (под таким же Будда Гаутама обрел просветление) обрамлено круглой каменной балюстрадой.

Когда-то в Луангпрабанге было тихо, но сегодня Ват Висуналат оказался на пересечении основных городских магистралей, и спокойный уголок можно найти только в глубине пальмовой рощи, примыкающей к монастырским владениям.

...Если пройтись вдоль берега Меконга вниз по течению, то через полчаса ходьбы дорога упрется в огороженный забором особняк с надписью: "Квакерская служба". "Общество друзей" (квакеров), основанное в Англии Джорджем Фоксом в XVII столетии, осуществляет социальное служение во многих странах мира, в том числе и в Лаосе. Но наш путь лежит к буддийской обители Тат Луанг, и поэтому повернем налево, в сторону от Меконга. Перед нами - большое футбольное поле, а на его краю - монастырские строения. Это и есть Ват Тат Луанг, основанный по преданию, в III в. до н. э. буддийскими миссионерами, пришедшими сюда из Индии, от царя Ашоки. Однако этому нет документального подтверждения; более достоверные сведения относят постройку монастыря к 1818 году, ко времени правления короля Мантхатулата. Монастырь Тат Луанг удален от центра города, и его убранство более скромное, нежели у других королевских обителей. Резные украшения здесь не позолочены, а выкрашены "под серебро". Высящаяся близ пагоды ступа украшена изразцовыми узорами. Ее охраняют небольшие дракончики, похожие на больших лягушек. (Драконами заполнен весь город; даже при входе в один из католических храмов сидят два фарфоровых дракона: склонив набок головы, они удивленно смотрят друг на друга, - дескать, как это мы здесь оказались?).

Территория обители украшена бамбуковыми шестами с длинными зелеными лентами. Для того, чтобы ленты не полоскались при сильном ветре, они утяжелены бамбуковыми палочками, прикрепленными к ним поперек, как шпалы. Ветер колышет это сооружение, и ленты медленно извиваются, словно драконы.

В отличие от других обителей, в монастыре Тат Луанг на "звоннице" висит не только колокол, но и барабан. А что общее у всех монастырей Луангпрабанга, это "сухие доки", где хранятся длинные пироги. Никто не знает, сколько веков насчитывает традиция пышно отмечать в Лаосе прощание с большой водой. Но каждый год, обычно в конце октября, на исходе дождливого сезона, когда Меконг, дойдя до верхней отметки, начинает медленно спадать, люди приходят сюда, чтобы воздать почести "отцу рек". Бритоголовые монахи в буддийских обителях читают многочисленной пастве проповеди. Они славят воды великой реки, символизирующей, в соответствии с народными преданиями, жизнь, плодородие и изобилие. Массовые гулянья продолжаются три дня, но апофеозом праздника являются гонки пирог. К гонке готовятся заранее. Тренировки проходят примерно неделю. Команды несут названия тех монастырей, где пироги хранятся в течение года. Интересен сам по себе спуск на воду. Перед тем как вывести лодку с монастырского двора, настоятель благословляет и напутствует экипаж. Гребцы обещают добыть победу. Нет четкой градации по размерам судов, средний экипаж составляет 20-30 человек. И тут все решает слаженность действий. Лодка скользит по глади реки, почти касаясь краями бортов воды. Скорость по течению достигает 30 километров в час. После завершения гонок пироги буксируют вверх по течению и развозят по обителям. Там они будут храниться под навесом до следующего года.

...Узкие длинные пироги покоятся под позолоченным навесом на бамбуковых растяжках. Любой контакт с грунтом вреден для корпуса лодки. Но основную тяжесть гребного судна берут на себя не бамбуковые растяжки, а две - три автомобильные покрышки: на этом основании и покоится пирога. Так проза жизни исподволь входит в ограду луангпрабангских обителей.

Близится вечер, а еще нужно побывать в Заречье - на другом берегу Меконга, - там, где высится Ват Лонг Кхун, основанный в XVIII веке. Паромной переправы в Луангпрабанге нет, и каждый житель, имеющий свои "интересы" на противоположном берегу, добирается туда на пироге. Есть, однако, регулярная "монашеская" линия, связывающая королевский монастырь Ксьенг Тонг с обителью Лонг Кхун. Лодка забита буддийскими насельниками в оранжевых облачениях; в руках у них черные зонтики, защищающие от палящего солнца. В лодке есть еще одно местечко, и вот наш челн отталкивают бамбуковыми шестами от берега. Это не декоративная пирога, а узкий челн-долбленка. К заречному монастырю Лонг Кхун ведет длинная лестница. Дети, играющие у бамбуковых хижин, завидев чужеземца, кричат: "Фаланг! фаланг! - иностланец! иностланец!" Чувствуется по всему, что туристы бывают здесь нечасто. Обитель привольно раскинулась у крутого берега Меконга. Монастырские угодья здесь не стеснены городской застройкой. На поле мирно пасутся буйволы, позвякивая колокольчиками. Монастырская пагода блистает позолотой; так же ухоженно выглядят и монашеские кельи. Откуда берутся средства на реставрацию? Ведь паломники и туристы бывают здесь редко. Надпись на щите, установлены близ пагоды, сообщает о том, что с января 1994 года в обители ведутся реставрационные работы, что общая стоимость работ - 50 млн. кип (около 400 тысяч французских франков), и что средства на реставрацию поступают из Франции. Фотовыставка красноречиво свидетельствует о былом упадке обители и о ее возрождении.

На Руси некоторые монастыри основывали близ пещер (печор); такова Киевско-Печерская Лавра, Псково-Печерский монастырь. Есть своя пещера и у Лонг Кхуна. Однако так просто в нее не спуститься, - ступеньки уходят в кромешную тьму, и лишь где-то внизу, словно светлячки, в руках паломников колышутся огоньки карманных фонариков. День на исходе, скоро начнет темнеть, так что не будем заниматься спелеологией.

Перед закатом монастырский берег, как грибная опушка, усеян гроздьями "рыжих лисичек": это местные монахи сложили свои оранжевые облачения на землю, а сами погрузились в воды Меконга, чтобы освежиться перед сном...

...Раннее утро начинается в Луангпрабанге со вспышек желтых, цвета восходящего солнца, одеяния буддийских монахов. Двумя длинными цепочками они неторопливо движутся по центральным улицам еще не проснувшегося города. В руках у каждого из них - чаша для пожертвований. Они проходят мимо только что открывшихся харчевен, и их владельцы, стоя на коленях, одаривают каждого из подвижников щепоткой риса. Склонив бритые головы, они шепчут молитвы, забирают провизию и бесшумно растворяются в предрассветном тумане. Эта церемония повторяется из года в год, из века в век...