Навигация:   Главная Юго-Восточная Азия В Камбоджу
В Камбоджу

Королевство Камбоджа, государство в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Лаосом, на северо-западе – с Таиландом, на востоке и юго-востоке – с Вьетнамом, на юго-западе омывается водами Сиамского залива. Площадь 181, 04 тыс. кв. км., численность населения – 13,1 млн. человек (оценка на июль 2003). 90% населения составляют кхмеры, 5% – вьетнамцы, 1% – китайцы, остальные принадлежат к различным горным народам и другим этническим группам.

Столица, крупнейший город и экономический центр страны – Пномпень (ок. 1 млн. жителей). Другие крупные города – Баттамбанг, Сиемреап, Кампонгсаом (бывший Сиануквиль), Прейвенг и Кампонгтям.

Природа

Примерно 3/4 территории страны покрыто лесами. Низменность, к которой приурочены долина р.Меконг и озеро Тонлесап («Великое озеро»), характеризуется чрезвычайно плодородными почвами, сформировавшимися в результате паводков в сезон дождей. Климат тропический муссонный, причем сухой сезон продолжается с ноября по апрель, а влажный – с апреля по ноябрь. Годовая норма атмосферных осадков варьирует от 1400 мм на Центральной равнине до более 5000 мм в горах. Средняя максимальная температура воздуха +36° С, средняя минимальная +20° С, а среднегодовая +28° С. Наиболее холодные месяцы – декабрь и январь, а наиболее жаркие – апрель и май.

Всю страну с севера на юг пересекает крупнейшая река Индокитайского п-ова Меконг, берущая начало на Тибетском нагорье и впадающая в Южно-Китайское море. В пределах сформированной ею обширной Камбоджийской аллювиальной равнины она имеет медленное течение. Во время летне-осенних паводков Меконг отлагает плодородный ил и препятствует стоку своего правого притока р.Тонлесап, на котором иногда наблюдается обратное течение, направленное в одноименное озеро. Меконг судоходен на всем протяжении в пределах Камбоджи, а морские суда могут заходить из Южно-Китайского моря вплоть до Пномпеня.

К юго-западу от Камбоджийской равнины расположено плато Дамрэй (хребет Элефан, или «Слоновый»), на запад протянулась система крутосклонных поросших густым лесом гор Кравань («Кардамоновых»), достигающих высоты 1813 м (пик Ораль). На севере, вдоль границы с Таиландом, простирается хребет Дангрэк, обращенный в сторону камбоджийской территории куэстовым уступом, а на востоке страны поднимаются холмы Мои, уходящие в пределы южного Вьетнама. В стране имеются также месторождения золота, драгоценных камней, фосфоритов, черного янтаря.

Лесами, в основном влажными тропическими, покрыта примерно половина территории страны. В них представлены древесные породы из семейства диптерокарповых, фикусовых, миртовых, тутовых и других. Среди ценных пород выделяются саловое, палисандровое, красное, сандаловое деревья. Наиболее густые леса растут в горах Кравань и Дангрэк. Побережье Сиамского залива занято мангровыми лесами. Во многих районах страны распространены светлые муссонные листопадные леса, в которых доминируют тиковое и саловое деревья, пальмы, акации, колючие деревья. Часть территории занята высокотравными саваннами с одиночными деревьями тика, сала и других пород. На месте уничтоженных пожарами лесов в изобилии растет бамбук и появляется дикий банан.

В местной фауне лесов и джунглей до сих пор сохранились крупные млекопитающие. Среди них – слоны (теперь преимущественно одомашненные), буйволы, дикие быки гауры, тигры, пантеры, леопарды, дикие кошки, медведи, кабаны, мангусты, обезьяны. Большими популяциями представлены пресмыкающиеся, в числе которых много ядовитых змей и крокодилов. К долине Меконга тяготеют водоплавающие птицы, в том числе пеликаны и фламинго. В северных районах Камбоджи разведаны залежи богатых железных руд, однако их разработка сдерживается из-за ограниченных транспортных возможностей.

Население

В Камбодже проживают более 13 млн. человек. Рост населения в 2004 составил 1,8%. 38,3% населения моложе 15 лет, 58,6% имеют возраст от 15 до 64 лет, и 3,1% старше 65 лет. Средний возраст населения составляет 19,2 года.

Рождаемость в 2004 составила 27,13 на 1000 человек, смертность – 9,1 на 1000 человек, младенческая смертность – 73,67 на 1000 родившихся. Средняя продолжительность жизни – 58,41 лет.

Основную часть населения Камбоджи составляют кхмеры, проживающие в долине р.Меконг и на юге страны. Национальные меньшинства, к числу которых относятся выходцы из Вьетнама и Китая, предпочитают селиться в городах и крупных деревнях, где занимаются ремесленным трудом, вовлечены в оптовую и розничную торговлю, а иногда становятся рыбаками или нанимаются на каучуковые плантации. В провинции Кампонгтям и Кампонгчнанг, к востоку от Пномпеня, расселены тямы (чамы), среди которых преобладают земледельцы. Горные народы, ведущие полукочевой образ жизни, следуют практике подсечно-огневой системы хозяйствования (именуемой рэй), выращивая преимущественно рис.

Официальный язык в Камбодже – кхмерский (на нем говорят ок. 95% жителей страны), относящийся к мон-кхмерской семье, считается родственным языкам народов группы мунда, расселенных в Индии. Крупные общины национальных меньшинств в Камбодже используют вьетнамский, китайский и язык тямов. На собственных языках говорят горные народы: зярай (джарай), эде (радэ), стиенги, саоть, пор, самре и куи. В среде образованных пожилых камбоджийцев широко распространен французский, тогда как торговцы и молодежь все чаще обращаются к английскому языку.

Примерно 95% населения Камбоджи исповедует южный буддизм (тхеравада). Большинство монастырей в стране принадлежало монашескому ордену Маханикай, хотя особым королевским покровительством пользовался менее крупный, но более влиятельный элитарный реформистский орден Тхаммаютникай. Тямы привержены исламу. Вьетнамское меньшинство традиционно включает также католиков и каодаистов (придерживающихся синкретической религии каодаизма). В 1975, с приходом к власти режима «красных кхмеров», на отправление всех религиозных культов был наложен запрет, который сохранялся вплоть до 1979. Статус буддизма в качестве основного вероисповедания был восстановлен лишь в 1989, а конституция 1993 признала его государственной религией, одновременно гарантировав гражданам свободу совести.

Государственное устройство

Камбоджа – древнее государство с монархической формой правления, с 1863 являлась протекторатом Франции, а в 1953 вновь обрело независимость, оставаясь до 1970 конституционной монархией. В последующие десятилетия страну потрясали почти непрекращавшиеся гражданские войны, которые неоднократно приводили к смене политических режимов и форм государственного устройства. В соответствии с конституцией 1993, Камбоджа – конституционная монархия, либеральная парламентская демократия с многопартийной системой.

КамбоджаГлавой государства является король. Король не обладает исполнительной властью, но является главнокомандующим вооруженными силами и дает согласие на назначение членов правительства. 24 сентября 1993 Королевский тронный совет избрал королем Камбоджи Самдека Нородома Сианука. Сианук родился в 1922, в 1941 занял камбоджийский трон при поддержке Франции, в 1955 отрекся от престола в пользу своего отца Нородома Сурамарита и занялся активной политической деятельностью в рамках режима конституционной монархии. В 1955–1960 неоднократно возглавлял правительства страны, а с 1960 являлся главой государства. Свергнутый в ходе государственного переворота в 1970, до 1975 находился в эмиграции, а после возвращения в Пномпень был помещен под домашний арест «красными кхмерами»; бежал перед захватом города вьетнамскими войсками в январе 1979 и вновь эмигрировал. В 1982 признан ООН главой государства Камбоджи. После подписания мирного соглашения в Париже, в ноябре 1991 вернулся в Пномпень и возглавил временный орган власти – Высший национальный совет. В июне 1993 Конституционное собрание вновь избрало его главой государства, в сентябре того же года был избран королем.

Высший законодательный орган – парламент, состоит из двух палат. Национальное собрание (122 члена) избирается сроком на 5 лет общенародным голосованием граждан старше 18 лет. Сенат 61 члена, из которых 2 назначаются королем, 2 избираются Национальным собранием, а 57 избираются по «функциональным округам»; срок полномочий членов Сената также составляет 5 лет.

Высший орган исполнительной власти – правительство (Совет министров), официально утверждает король. Премьер-министром (главой правительства) становится представитель партии или коалиции, одержавшей победу на выборах в Национальное собрание. Он определяется председателем Национального собрания и утверждается королем. Пост премьер-министра с 1998 занимает Хун Сен. Родившийся в 1951 в бедной крестьянской семье, он так и не сумел закончить гимназию и в 1969 примкнул к коммунистической партии. После подавления восстания провьетнамской фракции компартии в 1977 бежал во Вьетнам и вернулся оттуда вместе с вьетнамскими войсками, свергнувшими правительство «Красных кхмеров». В 1979 стал членом ЦК правящей Народно-революционной партии (НРПК) и министром иностранных дел, в 1981 – членом Политбюро, секретарем ЦК партии и заместителем главы правительства Народной Республики Кампучия. Заняв в 1985 пост премьер-министра, стал фактическим правителем Камбоджи до мирного урегулирования в 1991. Реорганизовал НРПК в Камбоджийскую народную партию, но потерпел поражение на выборах в Конституционное собрание в 1993. Угрожая восстанием, добился включения своей партии в коалиционное правительство и занял пост второго премьер-министра. В 1997 Хун Сен совершил государственный переворот и фактически захватил власть в свои руки. После победы КНП на парламентских выборах 1998 был назначен премьер-министром.

В административном отношении Камбоджа делится на 20 провинций (кхетов) и 4 муниципалитета (кронга). В них имеются местные органы власти. Система судопроизводства состоит из судов низшей инстанции, Верховного суда и Верховного совета магистратуры.

Экономика

Камбоджа – преимущественно аграрная страна. Народное хозяйство начало постепенно восстанавливаться после разрушительных гражданских войн. К 1997 ежегодное производство основной сельскохозяйственной культуры – риса достигло 3,5 млн. т. В 1997–1998 экономика страны значительно пострадала от хозяйственного кризиса в регионе и политического насилия; иностранные инвестиции и поток туристов сократились. В 1999 – первом мирном году за 30 лет – был достигнут экономический рост в 5%. Несмотря на тяжелые наводнения, ВВП вырос на 5% в 2000, на 6% в 2001 и на 5% в 2002. Туризм увеличился на 34% в 2000 и на 40% в 2001. Несмотря на эти успехи, экономическое положение страны остается сложным. Ощущается нехватка образованных и квалифицированных рабочих рук, в провинции почти полностью отсутствуют основы инфраструктуры. Угроза политической нестабильности и коррупция сдерживают расширение иностранных капиталовложений. Страна зависит от кредитов и помощи из-за рубежа (в 2001 предоставлены 548 млн. долл. США).

Инфляция выросла в 2002 на 3,3%. 36% населения в 1997 жили ниже уровня бедности. Безработица в 1998 достигала 3%. В 2002 ВВП составил 20,4 млрд. долл. США (1600 дол. США на душу населения). Из них 40% приходится на сельское хозяйство, 20% – на промышленность и 40% на сферу услуг (оценка 2001). Основа экономики – сельское хозяйство, в котором занято до 80% населения. Под пашни занят 21% площади всех земель. Главные выращиваемые культуры – рис, каучуконосы, сахарный тростник, маниок, бананы, кукуруза, кокосовая и другие пальмы, цитрусовые, батат, манго, хлопковое дерево и т.д. Развито рыболовство в водах Сиамского залива и оз. Тонлесап. Разводятся крупный рогатый скот, свиньи, буйволы. 3/4 территории страны покрыто лесами, но они еще слабо эксплуатируются, особенно из-за нехватки транспорта в удаленных горных районах. Выявлены медь, золото, уголь, циркон, корунд, месторождения фосфатов, бокситов, железа, марганца. Идет добыча драгоценных камней.

Большинство промышленных предприятий занимается переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбы и древесины, производством каучука и резиновых изделий, текстиля, цемента, мыла, сигарет и напитков. Промышленность еще мало развита, но быстро растет (на 16% в 2001). Развивается туризм. В 2001 объем экспорта составил 1,4 млрд. долл. США, объем импорта – 1,7 млрд. долл.. На протяжении последнего десятилетия внешнеторговый дефицит постепенно сокращался. Камбоджа вывозит древесину, одежду, каучук, рис и рыбу; основные партнеры по экспорту в 2002 – США (60%), Германия (9%), Великобритания (7%), Сингапур (4%). Ввозятся нефтепродукты, сигареты, золото, строительные материалы, оборудование, автомашины и т.д.; основные партнеры в 2002 – Таиланд (25%), Сингапур (17%), Китай (12%), Гонконг (11%), Южная Корея (6%) и Вьетнам (5%). В 2001 доходная статья государственного бюджета составила 396 млн. долл. США, расходная – 607 млн. долл.. Размеры внешнего долга в 1999 – 829 млн. долл.. Денежная единица – риель; в 2002 за 1 долл. США давали 3,91 риеля.

В Камбодже две железнодорожные линии. Они соединяют Пномпень с Пойпетом на таиландской границе и с Кампонгсаом, общей протяженностью 602 км. Протяженность автодорог составляет 12,3 тыс. км., но из них лишь ок. 2 тыс. км. имеют асфальтовое покрытие. Протяженность речных водных путей – 3700 км.; в период высоких вод морские суда могут подниматься по р. Меконг до Пномпеня. Основные порты: Кампонгсаом, Кампот, Кронгкаоконг и Пномпень. Под флагом Камбоджи ходят 527 торговых судов водоизмещением более 1000 бр.р.т., из них 194 камбоджийских, остальные принадлежат России, Китаю, Южной Корее, Сирии и др. Имеются 21 аэропорт, из них 5 – с дорожками, имеющими специальное покрытие.

Внешняя политика

Королевство Камбоджа провозглашено постоянно нейтральным государством и стремится развивать отношения со всеми странами мира. Имеются пограничные споры с соседними государствами – Вьетнамом и Таиландом (с последним – спор из-за доступа к руинам храма Преах Вихеар).

Камбоджа является членом ООН и ее специализированных организаций, участником региональной Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Имеет дипломатические отношения с Россией (установлены с СССР в 1956).

Вооруженные силы

Камбоджийские королевские вооруженные силы состоят из частей сухопутной армии, ВМФ и ВВС. Военные расходы в 2001 составляли 4% ВВП (112 млн. долл. США).

Общество

Традиционное камбоджийское общество состояло из нескольких взаимосвязанных социальных групп. Особое положение в нем занимали члены королевской семьи и высшая аристократия, а также государственные чиновники и буддийское духовенство. Абсолютное большинство населения составляли крестьяне; скромным социальным статусом обладали торговцы, ремесленники и т.д. На самом верху иерархии находился король. На следующих ступенях стояли высокопоставленные правительственные чиновники, а ниже располагались государственные служащие. Король, выступавший в качестве официального покровителя национальной религии и лидера буддийского клира страны, обладал правом назначать глав двух основных монашеских орденов.

В 1970-х годах в камбоджийском обществе происходили коренные изменения. Миллионы жителей деревни, изгнанные с мест проживания предков, превратились в беженцев. Не менее миллиона человек подверглись физическому уничтожению во время геноцида, устроенного режимом Пол Пота. Многие социальные и политические институты были разгромлены. Так, например, если в 1975 в Камбодже насчитывалось примерно 20 тыс. буддийских священнослужителей, то в 1986 их оставалось ок. 6 тыс. Основанный в 1960 Пномпеньский университет был закрыт в 1975, и занятия в нем возобновились лишь в 1988. Развернувшаяся гражданская война мешала восстановлению систем социального обеспечения, здравоохранения и народного образования. Начиная с 1991 ООН, Япония и ряд западноевропейских государств принимали срочные меры по налаживанию работы большинства социальных служб Камбоджи, в первую очередь оказывающих медицинскую помощь населению. Ок. 70% населения старше 15 лет может читать и писать. В Камбодже имелось в 1998 ок. 21,8 тыс. телефонных линий; в 2000 использовалось 80 тыс. мобильных телефонов. В 2002 ок. 10 тыс. человек пользовались Интернетом. Работают 13 радиостанций (в 1999) и 6 телевизионных станций (в 2003)".

История

Древний период. Человек жил на территории современной Камбоджи еще в эпоху верхнего палеолита (хоабиньская культура). В 14 тыс. до н.э. произошел переход к мезолиту (ранняя бакшонская культура). Обитатели камбоджийской территории занимались в тот период собирательством, рыболовством и разведением бобовых и бахчевых культур. С 7 тыс. до н.э. распространяются неолитические культуры собирателей и земледельцев-рисоводов, развивается шлифовка камня и начинает применяться глиняная посуда. В период позднего неолита (6–5 тыс. до н.э.) часть населения из предгорий спустилась в долины средних рек и появились крупные земледельческие поселки, а затем и укрепленные поселения. Этнически население этого времени относят к аустроазиатам, близким к современным горным кхмерам. Они занимались подсечно-огневым земледелием в горных районах и орошаемым в долинах. Уже в 4 тыс. до н.э. здесь выплавляли медь, в конце 3 тыс. до н.э.появилась бронза. В эпоху позднего бронзового века использовались мотыга и плуг с бронзовыми лезвиями, металлические серпы. Большого развития достигли гончарное ремесло (с применением гончарного круга) и ткачество. В последние века до н.э. древние кхмеры перешли к использованию железных орудий. Стали интенсивно развиваться морские и торговые связи, прежде всего, с Индией. Индийское культурное влияние ускорило формирование первых государств на территории Камбоджи.

Ок.1 в. н.э. сложилось государство Бапном (Фунань) со столицей в Вьядхапуре. Его хозяйство опиралось на орошаемое рисоводство, широкое применение пахоты на буйволах, высокоразвитые ремесла, торговлю и мореходство (в Камбодже найдены монеты из Римской империи и ближневосточных государств). Строились большие укрепленные города и храмы. Культура и религия Бапнома сочетали кхмерские традиции и элементы буддийской и индуистской культуры Южной Индии. Основной ячейкой общества была община. Во главе государства стоял монарх – «курунг бнам» («царь горы»). Он являлся верховным собственником земли, но мог дарить земли храмам, родственникам и крупным сановникам. Большую роль в хозяйстве играли ирригация и освоение болотистых земель близ дельты Меконга. Наряду со свободными крестьянами имелись рабы – кньомы.

БуддистыПервым царем Бапнома считался индийский купец или брахман Каундинья, женившийся на местной царице. Царь, известный из китайских летописей под именем Хунпяньхуан (вторая половина 2 – начало 3 вв.) подавил восстания местных правителей и поставил управлять провинциями своих родственников. В начале 3 в., когда первая династия пресеклась, царем был избран военачальник Фаншиман. Ему удалось в результате ряда завоевательных войн покорить соседние монские и малайские государства и создать обширную империю, ставшую самой сильной державой Индокитая. Согласно китайским летописям, границы Бапнома простирались на 2 тыс. км. в длину Правление преемников Фаншимана было временем частых переворотов и междоусобиц, с которыми покончил захвативший власть военачальник Фансун (240-е – 280-е). Он поддерживал дипломатические отношения с Китаем, развернул широкое дворцовое строительство, внедрил пышный придворный ритуал. В союзе с Тьямпой (современный Центральный Вьетнам) царь вел успешные войны с войсками китайского царства У на территории современного Вьетнама. В духовной жизни ощущалось сильное влияние буддизма хинаяна. При царе Каундинье II (первая треть 5 в.) в обществе усилилась роль индуизма. Этот период ознаменовался расширением храмового строительства, ростом роли духовенства и развитием связей с Южной Индией. Однако среди населения был распространен буддизм махаяна.

Преемник Каундиньи II, царь Шри Индраварман разорвал военный союз с Тьямпой против Китая, с которым Бапном поддерживал расширявшиеся торговые связи. Правление Джаявармана (до 480–514) было временам процветания империи. Но последующие десятилетия стали временем острой внутренней борьбы, которая привела в итоге к распаду державы Бапном. На севере государства, в низовьях реки Мун выделилась собственно кхмерская область Камбуджа (Ченла), в центральной части страны правил царь Рудраварман (514 – около 550), а на юге – его противники. Вскоре после смерти Рудравармана правитель Ченлы Бхававарман (около 550 – около 600) захватил столицу Бапнома Вьядхапуру и положил начало новому государству. Прежняя династия Бапнома удерживалась до 630 в районе Ангкор-Борей. Моны и малайские государства вернули себе независимость. Основателю державы Ченла наследовал его брат Махендраварман (ок. 600–615).

В Ченле король оставался верховным собственником земли, а свободное население сельских общин должно было платить государству подати. Существовали светские и храмовые землевладельцы, использовавшие труд рабов-кньомов. Последние получили с 7 в. право иметь семью. Была введена сложная система титулов и рангов. Наряду с дарением земель монархом получили развитие купля и заклад земли. Однако во всех этих случаях верховная собственность на землю сохранялась за государством.

Царь Ченлы Ишанаварман I (615–635) завершил объединение кхмерских земель, внедрил индуистский культ Шивы – Вишну, усложнил государственный аппарат и ввел религиозное почитание монарха. Шиваитская ветвь индуизма окончательно утвердилась при дворе при Бхававармане II (635–655). Джаяварман I (655–681) укрепил и усилил армию и, опираясь на нее, начал внешние завоевания на территории современного Лаоса. Но после 681 центральная власть стала все больше слабеть, и в 8 в. держава распалась на две части – Ченлу Земли и Ченлу Воды. Первая располагалась в бассейне реки Мун и долинах среднего Меконга, где не было возможностей для широкого создания ирригационных систем. Вторая охватывала районы к югу от реки Сап и дельту Меконга; она раздиралась бесконечными войнами и сама распалась на несколько княжеств. В конце 8 в. приморские районы подверглись нападениям флота индонезийской морской империи Шривиджайя, и их правители должны были платить ей дань.

Ангкорская империя. В конце 8 – начале 9 вв. правитель одного из княжеств Ченлы Воды Джаяварман II сумел объединить под своей властью большую часть Камбуджадеши. Отказавшись от уплаты дани Шривиджайе, он объявил себя царем (802–854). Именно он основал город Ангкор, ставший позднее столицей империи. В период его правления восстанавливаются храмы, поощряется развитие крупного и среднего землевладения (причем земли раздаются, главным образом, чиновникам монарха за службу и храмам), расчищаются и осваиваются прежде необрабатываемые земли. При Джаявармане II окончательно утвердился культ бога-царя, ставший основой прочной и могущественной империи, базировавшейся на едином светско-духовном государственном хозяйстве. При преемниках основателя державы происходит наделение кньомов землей и их превращение в зависимых крестьян, которых дарили вместе с землей. Одновременно происходит переход части земель свободных крестьян к храмам и монастырям. Индраварман I (877–889) завершил объединение кхмерских и бапномских земель и объявил себя сюзереном всех окрестных земель, вплоть до Китая. При нем велось активное строительство ирригационных сооружений к северу от Большого озера, сооружались многочисленные храмы и сформировался кхмерский стиль в архитектуре. Царь Яшоварман I (889 – начало 10 в.) перенес столицу в Ангкор и развернул широкие ирригационные работы. При нем были построены гигантские искусственные озера (бараи), 800 других резервуаров и множество каналов. Было завершено экономическое и социальное освоение западных районов страны. Войска Ангкора совершали завоевательные походы в современном Лаосе и на берегу Сиамского залива.

920-е и 930-е прошли в обстановке междоусобиц и политической нестабильности. Но при Раджендравармане II (944–968) и Джаявармане V (968–1001) государство вновь переживало расцвет. Государственная власть усилила контроль над экономической деятельностью землевладельцев, обуздала крупное духовное землевладение, направляя его в русло государственного храмового хозяйства. Положение крестьян-общинников и кньомов все более сближалось, с деревень взимался оброк. Индуизм сочетался с культом бога-царя. Разбив войска Тьямпы, Ангкор на время установил сюзеренитет над этой страной.

В 1006, одержав победу в гражданской войне, власть в Ангкоре захватил буддист Сурьяварман I (1006–1050). Он завоевал и присоединил к империи монское государство Лаво. Во внутренней политике его курс отличался религиозной терпимостью. Большие усилия затрачивались на строительство водоемов и других ирригационных сооружений, воздвижение храмов и строительство дорог. Царю Удаядитьяварману II (1050–1067), который прославился своим покровительством шиваизму и строительством роскошного храма Бапхуон, пришлось подавлять многочисленные восстания в различных частях страны. Он вел неудачные войны с монами на западе. Не добился успеха и царь Харшаварман III (1067–1080), воевавший с Тьямпой. В 1080-х империя распалась на части.

Ее вновь объединил Сурьяварман II (1113–1150), ставший одним из величайших правителей Ангкора. Его войска теснили Тьямпу, вьетнамское государство Дайвьет, соседние монские княжества и племена таи. Владения империи простирались на юге до полуострова Кра, на западе граничили с бирманским царством Паган, а на востоке охватывали современный Южный Вьетнам. Державу населяли не только кхмеры, но также моны, тьямы, таи, малайцы и различные горные народы. Все они испытали на себе мощное воздействие кхмерской культуры. Царь продолжал политику веротерпимости, при этом укреплялся культ бога-царя. Символом этого стало сооружение величайшего в мире храма Ангкор-Ват, который считается сегодня символом Камбоджи. Его комплекс занимает площадь 1000 на 850 м. и достигает высоты в 65 м. Но уже при буддисте Дхараниндравармане II (1150–1160) начинается усиление буддизма.

Внутри страны в этот период формируется единый слой государственного, в меньшей степени – частнозависимого крестьянства. Положение человека в обществе стало окончательно определяться не происхождением и титулом, а служением государству, которое давало право на земельное владение. Резко замедляется рост храмового землевладения. Разорение больших масс крестьянства вызвало мощное народное восстание "Раху" (середина 12 в.). Его с трудом удалось подавить. За восстанием последовали междоусобицы, а затем разгром Ангкора тьямским флотом в 1177.

Джаяварман VII сумел в 1181 разбить тьямов в морском сражении и короноваться царем (1181– около 1220). Он восстановил единство империи и вел успешные войны с соседними государствами. Ангкор владел рядом малайских княжеств, монскими территориями на Бенгальском заливе, большой частью современного Лаоса. Тьямпа была захвачена и превращена в провинцию Ангкора. Велись упорные войны с Вьетнамом. Влияние империи ощущалось даже в бирманском государстве Паган.

Джаяварман VII осуществил ряд реформ, нацеленных на укрепление государства. Он восстановил единство правящей династии, заменил систему вассальных княжеств прямым управлением из центра. Была введена новая государственная религия – буддизм, имевший широкую опору в массах. Развернулась небывалая строительная активность. Процветание империи продолжалось при Индравармане II (после 1220 – 1243). Но уже в середине 13 в. в Ангкорской державе начались кризисные процессы. Истощение почв и водных ресурсов столичной области вызвало нараставший упадок сельского хозяйства и постепенный уход крестьян из этого района. Усилилась религиозная борьба: царь Джаяварман VIII (1243–1295) пытался восстановить шиваизм в роли придворного культа. С другой стороны, влияние культа буддизма махаяны подрывалось распространением в народе тхеравадского буддизма хинаяны с его демократизацией культовой жизни. Выдвинулись новые роды знати. Внутренняя борьба и нараставший экономический кризис центральных районов привели к ослаблению империи. В 1250–1260-х тайские княжества начали вытеснять силы Ангкора из городов по среднему течению Тяо-Прайи, в 1283–1287 восстановило свою независимость монское государство Лаво, а в 1290-х на территорию державы вторглось новое тайское государство Сукотаи. Ангкорская империя начала распадаться.

Захвативший власть главнокомандующий Шри Индраварман III (1295–1308) объявил государственной религией буддизм тхеравады. Продолжалось развитие экономики и культуры, страна не вела крупных войн. Индраджаяварман (1308–1327) и Джаяварман IX (1327–1336) предприняли последнюю отчаянную попытку восстановить индуизм, не останавливаясь перед преследованиями буддистов и разрушением храмов. В результате народного восстания 1336 к власти пришел Чай (1336–1340), ставший основателем новой, буддийской правящей династии.

Буддийские монархи приняли новый титул "сдать" (король). Они пригласили с Цейлона ученых-буддистов, строили религиозные сооружения. В сфере культуры усилились народные, кхмерские элементы; кхмерский язык впервые стал языком культа. Столица еще оставалась в Ангкоре, но уже начался растянувшийся на целый век перенос центра государства из беднейших западных районов, оплота старого духовенства и шиваитской знати, к востоку от Большого Озера. Когда в середине 14 в. возникло новое мощное тайское государство Аютия, положение старой столицы оказалось небезопасным. Уже в 1351 тайские армии пытались захватить Ангкор. Отбив нападение, король Лампонг (1346–1352) распустил армию по домам, но в это время тайцы начали осаду Ангкора, которая продолжалась год. В 1353 тайские силы взяли 200-тысячный город штурмом, камбоджийский король Сорьотей погиб. Только в 1357 новый король Сорьовонг (1357–1363) сумел выбить из Ангкора тайский гарнизон. В 1398 произошло новое вторжение сил Аютии. Столица была вновь осаждена и через несколько месяцев взята штурмом, а кхмерский король погиб. И на этот раз тайцам не удалось удержаться в Ангкоре, хотя во многих частях страны теперь располагались гарнизоны сил Аютии. Тайцев смог изгнать только король Понья Ят (1405–1467). Он короновался в Ангкоре, но в 1433 перенес столицу на новое место. В 1434 она обосновалась в Пномпене.