Навигация:   Главная Западная Африка Искусство в Сьерра-Леоне
Искусство в Сьерра-Леоне

Литература

Основана на богатых традициях устного творчества (мифы, песни, пословицы и сказки) местных народов. Записи фольклора народов Сьерра-Леоне осуществлены в нач. 1920-х (в 1928 в г.Фритаун был издан сборник «Песни мандинго»). Формирование письменной литературы началось в серед. 19 в. на языках крио и ваи. Основоположниками прозы в жанре публицистики в 19 в. стали Э.Блайден, историк Джеймс Африканус Хортон, Иен Джозеф Клаудис и др. Первое художественное литературное произведение – рассказ Миста Кафирера писательницы Аделаиды Смит Кейсли-Хейфорд, изданный в 1911. Первый сьерра-леонский роман – Мальчик из Коссо Роберта Велеса Коле – был опубликован в 1957.

Современная литература Сьерра-Леоне развивается на английском языке и местных языках крио, менде и др. Значительное место в литературе Сьерра-Леоне принадлежит писателю, поэту, публицисту и литературному критику Николь Абиосе Дэвидсону Уиллоуфби. Широко известны в стране писатели Уильям Контон (автор известного романа Африканец, опубликованного в 1960), Клиффорд Нельсон Файл, Раймон Сариф Исмон, Офори Офия, Э.Рове, Петер Кареф-Смарта, Сорие Конте, Амаду (Пат) Мадди, Караме Сонко и др.

Становление национальной поэзии началось в 1930-е. Одни из первых поэтов–Глэдис Мей Кейсли-Хейфорд и Т.А.Уоллес-Джонсон. Сьерра-леонского поэта Сирила Чени-Кокера литературные критики причисляют к наиболее выдающимся поэтам Африки конца 20 в. Его стихи были переведены на русский язык и изданы в СССР. Другие поэты – Гастон Барт-Уильямс, Уилфред К.Тейлор, Дельфина Кинг-Сисей, Дж. Пеппер-Кларк, Раймонд Г. де Соуза, Б.Б. Джаба, Офори Доменик, Джибаси Буба, Б.Д.Харри, Мустафа Муктар и др.

Национальная драматургия начала формироваться на креольском языке в 1950-е. Первые драматурги – Клиффорд Гарбер, Сильвестр Рове, Джон Каргбо, Эрик Хассан Дин, Джонсон Лемуэль. Крупные драматурги – Джон Джозеф Акар, Сариф Исмон, Амаду (Пат) Мадди, Реймон Д.Чарли.

Музыка

Национальная музыка имеет древние традиции, сформировалась на основе музыки местных народов. Музыкальная культура испытала значительное влияние музыкальных традиций переселенцев из Европы (Великобритании, США, Бразилии) и арабской музыки (прежде всего в суннитских ритуалах). Во второй половине 20 в. сказалось влияние американской поп-музыки, появились и широко распространились новые стили.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью местных народов. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий (более 50 наименований) – барабаны (боте, кангбаи, н"кали, сангбай, тамтамы, хубан, хутамбу), баланги и хорде (ударные), конгома и фаа (шумовые), кора и кондинги (струнные), конингэй (музыкальный лук), шенгбуре (струнный), конди (щипковый) и др. Хорошо развито пение, как сольное, так и ансамблевое. Песни отличаются многообразием жанров – ритуальные, хвалебные, лирические и др. Пение часто сопровождается характерным речитативом и хлопаньем в ладоши. В обрядах распространено унисонное пение. Различные ритуалы представляют собой гармоничное сочетание музыки и театрализованных песен-танцев (например, песни-танцы масок).

Становление профессионального музыкального искусства в Сьерра-Леоне началось в 1920-е и связано с именем Николаса Баланта Тейлора, который написал несколько опер и концертных увертюр. В 1934 композитор Дафар написал музыкальную драму под названием «Кинкуркор». После получения независимости в стране были созданы многочисленные музыкальные ансамбли и танцевальные коллективы. В 1971 артисты Национального ансамбля Сьерра-Леоне (создан известным деятелем культуры Д.Акаром в 1965) успешно выступили с гастролями в СССР. Международную известность получили сьерра-леонские рокгруппы «Афронешнл», «Голдфаза» и др. Известные современные певцы – Тонго Кану, Камари Джиба Таравали, Па Контоба и др.

Театр

Современное национальное театральное искусство формируется на основе богатого традиционного творчества. Существенное влияние на него оказало творчество гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке), которые во время праздников устраивали представления-импровизации. Первые английские любительские театральные группы возникли в колониальный период.

Африканские любительские театральные коллективы созданы в 1950-е. В 1958 драматург, актер и режиссер Джон Джозеф Акар сформировал труппу «Актеры Сьерра-Леоне». В 1963 любительские драматические общества учебных заведений объединились в Национальную театральную лигу. В1960-е в г.Фритаун создана первая оперная группа. Становление профессионального национального театра началось с создания драматургом Реймондом Деле Чарли экспериментального театра «Табуле» в нач. 1970-х. Большинство постановок в театре осуществлялось на языке крио.