Навигация:   Главная Западная Африка Культура Мали
Культура Мали

Литература

Основана на богатых традициях устного народного творчества, исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературы религиозного характера на арабском языке. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г.Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами».

Языки народов Мали (за исключением языка фульбе) не имели письменности до кон. 1960-х. Современная литература, помимо французского, развивается и на местных языках. Первые опубликованные литературные произведения – записи народных эпосов (1930-е). Первые романы – Ожерелье из ракушек Ибраима Мамаду Уана (1957), Бесполезные С.Дембеле (1960). Писатели – А.А.Ба, С.Бадиан, М.Голого, С.Дембеле, М.М.Диабате, М.С.Кейта, М.Конате, П.Кулибали, Я.Сангаре, С.Сиссе, Ф.Д.Сиссоко, И.Б.Траоре, Я.Уологема и др. Поэты – М.Голого, Ш.Диарасуби, А.Кунта, Б.Сиссе, С.Сиссоко и др.

В феврале 2001 в Бамако прошел фестиваль литераторов африканского континента, в котором приняли участие 40 писателей. Французский культурный центр в г.Бамако оказал поддержку в проведении фестиваля. Его организацию возглавил известный малийский писатель и драматург Муса Конате. Мали также представлял современный писатель-романист Коси Эфуи.

Музыка

Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием культуры средневековых государств Мали, Ганы и Сонгай. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть национальной культуры. Музыкальный инструментарий народов Мали отличается разнообразием: кора (струнный), нгони (лютня – один из главных инструментов у бамбара), субала-нгони («лютня колдуна», корпус имеет форму фигуры человека), гингиру (арфа у догон), имзад (инструмент туарегов, напоминает лютню), бала (балафон), барабаны (табала, боло-бого, бой), колокольчики, погремушки, рога, свистки, трещотки, трубы и флейты. Музыкальные инструменты изготовляют из дерева, плодов растений (баобаба, тыквы и др.), кожи и рогов диких животных, стебля проса и пр. Существуют жанровые, кастовые и ритуальные ограничения при использовании музыкальных инструментов. Струнные музыкальные инструменты народа бамбара представлены в экспозиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) в Санкт-Петербурге.

Развито хоровое пение – обязательная составная часть многочисленных ритуалов и праздников. Сохранилось музыкальное искусство гриотов (каста бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов в странах Западной Африки), которые аккомпанируют себе в основном на коре.

Многие танцы представляют собой театрализованные действия – бака (народ бобо), коно, такамба (народ сонгаи), домба (народ бамбара) и др. Популярны различные инструментальные ансамбли. Национальный ансамбль музыки и танца Мали в 1980-е приезжал с гастролями в СССР. Во второй пол. 20 в. на музыкальную культуру значительное влияние оказала поп-музыка, появились и широко распространились новые стили. Продолжает выступать с успехом Салиф Кейта – самый популярный в 1970–1980-е в стране певец. В 1990– начале 2000-х пользовался популярностью виртуоз игры на гитаре Али Фарк Туре (ск. 7 марта 2006 на 67 году жизни). Певцы 1990-х – Ж.Диабате, А.Коута, С.Сидибе и др.

В мае 2002 в г.Бамако впервые прошел международный детский музыкальный фестиваль «Веселый калейдоскоп». В ноябре 2004 малийский певец Идриса Сумаоро стал одним из трех финалистов престижного международного конкурса «Музыка мира», который проводится радиостанцией «Радио Франс интернасьональ» с 1981 с целью содействовать развитию национальной музыки в странах Африки, Карибского бассейна и зоны Индийского океана.

Театр

В доколониальный период у бамбара был кукольный театр. До наших дней у этого народа сохранились формы театра котеба (5–6 небольших сценок комедийного или сатирического содержания). Любительский театр современной формы начал развиваться в 1950-х. На формирование национального театрального искусства оказала большое влияние французская школа У.Понти (находилась в столице Сенегала г.Дакар), в которой обучались мастерству многие малийские актеры, драматурги и режиссеры. В 1970 создана труппа профессионального Национального театра. Его основатель – Мамаду Бадиаи Куйате. Активно работает театральная группа университета в г.Бамако. Драматурги – С.Бадиан, М.Диабале, Г.Диавара, А.Каба и М.Конате.

Кинематограф

Начал развиваться после получения независимости. Первый документальный фильм – Человек и идолы (реж. Сулейман Сиссе, 1965). Режиссеры – К.Дьенте, Д.Кулибали, И.Ф.Траоре, Ш.Х.Сиссоко. Фильм Ветер (1982) режиссера С.Сиссе (кинематографическое образование получил в СССР) в 1983 отмечен призом Панафриканского кинофестиваля, проходившего в г.Уагадугу (Буркина Фасо). В 1987 жюри кинофестиваля в Каннах отметило его другую ленту – Свет. Она стала первым фильмом из Тропической Африки, представленным на кинофестивале такого высокого международного уровня. В 2001 на Каннском фестивале в числе нескольких кинематографистов из африканских стран представил свой фильм молодой малийский кинорежиссер Умар Сиссоко.