Навигация:   Главная Западная Африка Экономика Либерии
Экономика Либерии

Либерия – аграрная страна, принадлежит к группе беднейших государств мира. В результате длительной гражданской войны подорваны промышленная и транспортная инфраструктуры, разрушено сельское хозяйство. По оценкам экспертов, процесс восстановления национальной экономики может занять до 15-ти лет. Более 80% населения находится за чертой бедности (2005). Значительные позиции в экономике занимает иностранный капитал (США, Япония и др.).

Трудовые ресурсы

Численность экономически активного населения страны составляет 1,24 млн. чел (2001). Уровень безработицы – 80% (2006).

Сельское хозяйство

Доля в ВВП – 76,9% (2002), занято 829 тыс. чел. (2001). Обрабатываются 3,9% земель (2001). Главные товарные культуры – какао, каучук, кофе и масличная пальма. До начала военного конфликта Либерия была одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров натурального каучука. Основные продовольственные культуры – рис и кассава. Животноводство (разведение крупного рогатого скота, коз, овец и свиней) развито слабо из-за распространения мухи цеце. Развивается рыболовство (вылов океанической и пресноводной рыбы). В 2000 вылов рыбы и морепродуктов составил 11,7 тыс. т. Сельское хозяйство не обеспечивает население Либерии основными продуктами питания.

Промышленность

Доля в ВВП – 5,4% (2002), занято 8% населения (2000). Развивается горнодобывающая промышленность (добыча железной руды и алмазов). До начала военного конфликта страна была одним из крупнейших мировых экспортеров железной руды. Работают предприятия пищевой промышленности, а также небольшие заводы по переработке каучука и производству цемента.

Внешняя торговля

Играет исключительно важную роль в экономике Либерии. Объем импорта значительно превышает объем экспорта: в 2004 импорт (в долл. США) составил 4,84 миллиарда, экспорт – 910 миллионов. Основные товары импорта: машины и оборудование, нефтепродукты, транспортные средства, промышленные товары и продукты питания. Главные партнеры по импорту – Корея (38,8%), Япония (21,2%), Сингапур (12,2%) и Германия (4,2%) – 2004. Основные товары экспорта – алмазы, железная руда, древесина ценных пород, какао, кофе и необработанный каучук. Главные партнеры по экспорту – Дания (28,1%), Германия (18%), Польша (13,6%), США (8,5%), Греция (7,6%) и Таиланд (4,8%) – 2004.

Энергетика

Либерия обладает значительным потенциалом гидроэнергоресурсов. Производство электроэнергии (вырабатывается на ГЭС И ТЭС) в 2003 составило 509,4 млн. киловатт-часов. Подавляющее большинство населения в качестве топлива использует древесину.

Транспорт

Основным видом транспорта является автомобильный. Его развитие началось в кон. 1940-х. Общая протяженность автодорог – 10,6 тыс. км (с твердым покрытием – 657 км) – 1999. Общая протяженность железных дорог составляет 490 км (2004). После Второй мировой войны Либерия начала предоставлять свой флаг иностранным судам, что дает значительную часть валютных поступлений в бюджет. Торговый флот (один из самых крупных в мире по общему водоизмещению) насчитывает 1465 кораблей (2005). Морские порты – Монровия, Бьюкенен, Гринвилл и Харпер. Насчитывается 53 аэропорта и взлетно-посадочных площадок (2 из них имеют твердое покрытие) – 2005. Международный аэропорт Робертсфилд расположен в 56 км от столицы.

Финансы и кредит

Денежная единица – либерийский доллар (LRD), состоящий из 100 центов. В нач. 2005 курс национальной валюты составлял: 1 USD = 54,91 LRD.