Навигация:   Главная Западная Европа Информация: Италия
Информация: Италия

Большая часть Италии расположена на Апеннинском полуострове, в центральной области Средиземноморья. Эти богатейшие земли с древности притягивали к себе народы из других регионов. Здесь строились, расцветали и угасали прекрасные города. Вклад, который внесли итальянцы в европейскую и мировую культуру, переоценить невозможно. Уже много веков созданные ими шедевры архитектуры, живописи, музыки и литературы восхищают человечество.

Что спрятано в "Сапоге"?

Природа Италии была так часто воспета в прозе и поэзии, о ней сложено столько песен, что её описания давно уже превратились в штампы. Но что ещё можно рассказать об ослепительно-лазурном небе, изумрудной зелени рощ, кристально-прозрачных альпийских озёрах, сиреневом на закате конусе Везувия?..

Италия — преимущественно горная страна. По всему полуострову, своими очертаниями напоминающему сапог, протянулась гряда Апеннинских гор. Север страны ограничивают Альпы, здесь расположена высочайшая в Западной Европе гора Монблан (4807 м). Сейчас под ней проходит туннель, связывающий Италию с Францией.

Большую часть принадлежащих Италии островов — Эльбы, Сардинии, Сицилии — также занимают горы. Близ северного побережья Сицилии находятся Липарские острова, имеющие вулканическое происхождение. Действующие вулканы в восточной части Сицилии (Этна), на юге Италии, недалеко от Неаполя (Везувий), а также на Липарских островах (Стромболи и Вулькано) привносят в общую картину природы не только колорит, но и постоянную нестабильность. Здесь нередко случаются землетрясения, а над Этной часто можно увидеть облако пепла.

В долинах Итальянских Альп лежат изумительные по красоте озёра — Комо (одно из самых глубоких в Европе; 410 м), Лаго-Маджоре, Гарда. Кроме них есть ещё множество больших и маленьких озёр, в которые часто спускаются ледники. Склоны гор, покрытые альпийскими лугами с зарослями рододендронов, привлекают множество туристов, а в зимнее и весеннее время становятся настоящим раем для горнолыжников. В районе города Аоста находится самый высокогорный национальный парк в Европе — Гран-Парадизо. Очень красивы Доломитовые Альпы с отвесными скалами и зубчатыми гребнями — излюбленное место скалолазов.

К долине реки По (Паданская низменность) склоны Альп резко снижаются, образуя полосу предгорий — так называемые Венецианские Предальпы. Широкая долина По вбирает в себя множество притоков со склонов Апеннин и Альп. В настоящее время поверхность низменности продолжает опускаться, а уровень Адриатического моря — подниматься, что создаёт постоянную угрозу затопления для Венеции — города, расположенного преимущественно на островах Венецианской лагуны Адриатического моря.

Климат в Италии средиземноморский: здесь сухое жаркое лето (20— 28 °С) и тёплая влажная зима (0— 12 °С). После обильных дождей на крупных реках полуострова — Тибре и Арно — иногда возникают паводки. От одного из них в 1966 г. сильно пострадал город Флоренция. На юге Италии жарче, поскольку сказывается близость Африки. Со стороны Чёрного континента часто дует знойный ветер сирокко, несущий тучи песка.

Растительность полуострова разнообразна: преобладают вечнозелёные леса, реже встречаются листопадные и хвойные. Горные склоны и долины по­крыты рощами из каменного дуба, сосны пинии, оливковых деревьев, лавра, есть также алеппская сосна. В долинах крупных рек разбиты фруктовые сады и виноградники. Прежде густые леса на склонах Апеннин сильно пострадали от активной деятельности человека. Их сведение приводит к возрастанию эрозии почвы, особенно на горных склонах. Ежегодно с водосборов рек Тибр и Арно сносится до 0,2 мм почвы, а в районе северных притоков По эта цифра возрастает до 1 мм.

От древних римлян к итальянцам

По сохранившимся до наших дней письменным источникам историю Италии можно проследить на протяжении более двух тысячелетий. Археологические же данные гораздо древнее. Следы городского поселения на месте Рима датируются серединой VIIIв. до н. э. — с этого момента жизнь в нём никогда не прерывалась, за что его и называют Вечным городом. Окружавшие Рим стены возвели латины, занимавшие главенствующее положение среди италийских племён, которые населяли в древности Апеннинский полуостров. Город был расположен на пересечении важных торговых путей, и это обеспечило быстрый рост его могущества. К середине III в. до н. э. римляне подчинили всю территорию Италии. Покорённые племена — италики со временем стали говорить на их языке и вместе со своими завоевателями вошли в историю как древние римляне.

К началу новой эры оказались завоёваны и другие, не родственные римлянам по языку народы, которые населяли Апеннины, Сицилию, Сардинию, — этруски, венеты, лигуры. кельты, греки и карфагеняне. Все они овладели народной латынью и восприняли культуру завоевателей, т. е. были романизованы.

Романизацию нельзя назвать стихийным процессом. Напротив, Рим проводил её всегда по одному и тому же чётко разработанному плану. На­чиналось обычно со строительства дорог, которые римляне прокладывали по последнему слову техники. Одновременно во всех завоёванных областях размещались римские легионы. Воины, служившие государству по многу лет и часто после завершения военной карьеры остававшиеся здесь жить, становились проводниками римской культуры среди местного населения.

Рост крупного землевладения и рабовладения вызвал массовое разорение крестьян, что привело сначала к единичным восстаниям, а затем и гражданским войнам. Завершился период войн победой Октавиана Августа в 31 г. до н. э., а в 27 г. до н. э. Рим становится империей.

Во всех завоёванных землях, в том числе в Европе, Малой Азии и Северной Африке, римляне основывали города. Руками рабов возводились храмы, термы (бани), амфитеатры, акведуки и другие внушительные и долговечные постройки. Остатки этих сооружений и сегодня можно увидеть в бывших римских владениях.

В XIV—XVI вв. итальянские города, возникшие ещё в эпоху Римской империи, переживали истинный расцвет. Во многих из них взлёт экономики сочетался с выдающимися достижениями в области культуры. Обращение художников и мыслителей того времени (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Данте Алигьери, Николо Макиавелли и др.) к античному наследию дало название всей эпохе — Возрождение.

На протяжении нескольких веков ведущую роль в культурной и экономической жизни региона играла область Тоскана, особенно её административный центр город Флоренция. Именно в Тоскане, расположенной на пересечении торговых путей, связывающих разные районы Италии, раньше, чем в других областях, стала ощущаться потребность в общеитальянском языке. И флорентийско-тосканский диалект сначала стал языком так называемых деловых кругов, а затем распространился повсеместно. Истинными создателями литературного языка были три великих писателя XIV в. — Данте, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они не только писали на нём свои бессмертные произведения в стихах и прозе, но и постоянно ратовали за превращение его в общенациональный язык. Однако их чаяниям ещё долго не суждено было сбыться.

Но к XVI в. экономическая и политическая ситуация в Италии осложнилась. Благодаря открытию европейцами Америки мировые торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантический океан. В этот период ослабленная страна состояла из многих суверенных владений, границы которых неоднократно перекраивались. Ко второй половине XV в. несколько крупных итальянских государств поглотили более мелкие, и на политической карте региона появились обширные и могущественные Миланское герцогство, Флорентийская и Венецианская республики, Папская область и Неаполитанское королевство. Все они были достойными соперниками друг другу, однако ни у кого в отдельности не хватало военной мощи и организованности, чтобы противостоять внешнему врагу.

В результате войн 1494—1559 гг. страна попала под власть Испании. В начале XVIII в. значительная часть Северной и Центральной Италии была завоёвана Австрией, а в конце века — Францией. На итальянской территории было создано несколько зависимых республик.

Название «Италия» первоначально относилось только к небольшой области на юге полуострова. Позднее оно охватило значительные территории к северу, и во II в. н. э. так именовались все земли вплоть до южных отрогов Альп. В 395 г. произошёл раздел Римской империи на Западную и Восточную. В V в. начинается широкое смешение романизованного населения Апен­нинского полуострова с так называемыми варварами — главным образом германскими племенами. В 476 г. был свергнут последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя, называвшаяся Византией, просуществовала ещё около 1 тыс. лет.

В 488 г. в Италию вторглись германские племена остготов, а их вождь Теодорих был провозглашён королём готов и италиков. Завоевание Апеннинского полуострова сопровождалось переселением сюда значительного числа германских и некоторых других племён. В 493 г. остготы основали обширное королевство, просуществовавшее до середины VI в. (позже завоёванное Византией).

В 568 г. итальянские земли подверглись самому мощному нашествию варваров — восточногерманских племён лангобардов. Большая их часть поселилась на севере Апеннинского полуострова, с тех пор эта область носит название Ломбардия. Лангобардское королевство прекратило своё существование лишь в 774 г., когда его покорил король франков Карл Великий.

В VIII—IX столетиях политическая карта Италии была весьма пёстрой. На севере и в центре региона располагались владения франков. С ними гра­ничил так называемый Патримоний Святого Петра (светское государство Римских Пап, существовавшее с 756 г.). Южнее находились некоторые лангобардские герцогства, и наконец, самый юг Апеннин полуострова занимали византийские провинции Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия.

В X—XII вв. ведущую роль в экономике, политике и культуре страны играли северные и центральные города. Типичными для средневековой Италии стали города-государства, республиканский строй в которых со временем сменился властью отдельных богатейших семей. Самые значительные среди них Флоренция, Сиена, Милан, Равенна, Падуя, Венеция, Генуя и Пиза.

К управлению городами-государствами стремились Римские Папы, а также монархи Франции и Испании. Самым же опасным врагом оказался германский король Фридрих I Барбаросса, ставший в 1155 г. императором Священной Римской империи. Его войско неоднократно вторгалось на территорию Северной Италии, однако все попытки подчинить её города закончились провалом. Оставив в стороне постоянные распри, Милан, Кремона, Бергамо, Бреша, Мантуя, Феррара, Венеция и некоторые другие города объединились в Ломбардскую лигу. К ним примкнули также Римский Папа и король Сицилии. В результате в битве при Леньяно (1176 г.) союзники разбили войско Фридриха. Это событие по праву считается важной вехой на пути к национальному единству страны.

С конца XVIII в. развернулось мощное национально-освободительное движение — Рисорджименто (Возрождение). Создавались тайные пат­риотические организации. Самыми известными из них были карбонарии (буквально «угольщики»). Их название связано с ритуалом сжигания древесного угля, что символизирует духовное очищение человека.

Возглавили революционное движение юрист и литератор Джузеппе Мадзини (1805—1872) и его героический соратник моряк и профессиональный революционер Джузеппе Гарибальди (1807—1882). Требуя провозглашения единой итальянской республики, они подготовили революции 1848—1849 гг. и 1859—1860 гг. В результате к концу 1860 г. практически вся территория Италии объединилась вокруг Сардинского королевства, а в 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство. Процесс объединения завершился в 1870 г. после упразднения светской власти Римских Пап и присоединения Рима. Правда, несмотря на политическую победу, ещё долгое время жители разных частей страны чаще называли себя не итальянцами, а ломбардийцами, лигурийцами, венецианцами, тосканцами и т. д. После победы в Первой мировой войне, в которой Италия воевала на стороне Антанты, к стране были присоединены области Трентино, Южный Тироль и Истрия.

В 20-х гг. XX в. главной политической силой в государстве стал фашизм, а в 1922 г. фашистский лидер Бенито Муссолини фактически установил диктатуру. Во Второй мировой войне Италия выступила союзницей гитлеровской Германии, однако мощное движение Сопротивления внутри страны, а также помощь англо-американских войск привели к свержению фашистского режима. 2 июня 1946 г. в стране был проведён плебисцит (от лат. plebs — «простой народ» и scitum — «решение», «постановление») по вопросу о том, останется ли Италия монархией или превратится в республику. Верх одержали сторонники республиканского строя.

И корабль плывёт...

В 1948 г. вступила в силу новая конституция страны, по которой Италия стала парламентской республикой. Главой государства является президент, избираемый парламентом и представителями областей, а законодательная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах.

Политическая жизнь Италии во второй половине XX в. протекала бурно: с 1945 по 1991 г. (с небольшим перерывом) власть принадлежала Христианско-демократической партии, хотя очень большое влияние на общественное мнение оказывала Итальянская коммунистическая партия, проводившая более «мягкую» политику, чем её идеологические соратники в социалистических странах. В то же время сильны были и позиции неофашистов (партия Итальянское социальное движение). Страну то и дело захлёстывали политические скандалы, вызванные коррупцией высоких государственных чиновников, убийствами политиков, действиями мафии, террористическими актами экстремистов разного толка — от ультралевых «Красных бригад» до неофашистов. Отсутствие равновесия политических сил мешало создать дееспособное правительство. В 70— 80-х гг. сообщения мировых информационных агентств: «В Италии лидер христианских демократов формирует правительство» — повторялись столь часто (порой ежемесячно), что стали такими же привычными, как: «В Лондоне — туман».

В 90-х гг. страсти поутихли: коммунисты сменили и идеологию, и название (теперь это Демократическая партия левых сил); неофашисты самораспустились (возникший на базе их партии Национальный альянс осудил фашизм и расизм); сформировались устойчивые блоки партий.

Несмотря на политические бури, за послевоенные годы Италия смогла стать одной из ведущих индустриальных держав. По объёму валового внутреннего продукта она занимает пятое-шестое место в мире. Страна относительно бедна природными ископаемыми (нефти и природного газа здесь почти нет), однако добывает свинцовые и цинковые руды, бокситы, серу и, конечно же, карарский мрамор, издавна славящийся своей красотой и высочайшим качеством.

В промышленности ведущую роль играют металлургия и машиностроение. Особенно знаменита итальянская автомобильная промышленность: крупнейший концерн «ФИАТ» (его главный завод находится в Турине) производит 80 % итальянских автомобилей и 13 % всех продаваемых в Европе. Очень популярна итальянская бытовая техника и особенно мебель. Имена знаменитых кутюрье Версаче, Гуччи, Труссарди, Армани, Валентино — «фирменный знак» итальянской лёгкой промышленности, одного из несомненных мировых лидеров и вечного конкурента «модной» Франции.

Большая часть промышленности сосредоточена на севере страны (в Турине, Милане и других городах), во время как южные районы экономически менее развиты (например, количество безработных на севере составляет 5 % трудоспособного населения, а на юге — до 25 %). Контрасты между Севером и Югом столь разительны, что богатые северяне подчас задумываются: а не отделиться ли им от бедняков-южан? В политической жизни такие умонастроения выражает партия Лига Севера. Различается по регионам и сельское хозяйство: на севере (особенно на Паданской равнине) выращивают пшеницу, кукурузу, рис, неплохо развито и животноводство, тогда как на типично средиземноморском юге отдают предпочтение винограду, миндалю, цитрусовым и другим теплолюбивым культурам.

Однако реальный раздел Италии едва ли возможен, не говоря уже о том, что распавшиеся «половинки» рискуют поодиночке потерять блеск и искромётность своей культуры. Итальянское искусство — это не только наследие великих эпох античности и Возрождения. Это и знаменитый на весь мир миланский оперный театр «Ла Скала» (впрочем, оперное искусство популярно и в других городах страны), и любимые повсюду итальянские эстрадные песни, а также десятки карнавалов и фестивалей, проводимых ежегодно по всей стране — от Флоренции до Неаполя. И конечно же, это великий итальянский кинематограф.

В фильме известного режиссёра Федерико Феллини «И корабль плывет» искусство и жизнь предстают в образе огромного парохода, который движется по волнам, не ведая своей судьбы, стремится к одному, но встречается с совсем иным. Этот образ можно соотнести и с историей всей Италии: стремясь то к имперскому величию, то к богатству, она движется всё вперёд и вперёд, покоряя как бы попутно высоты, которые не всегда достижимы для других стран. Никто не знает, что ждёт её впереди, однако несомненно одно: Италия всегда будет неповторима и притягательна.