Навигация:   Главная Антарктида Экспедиции на полюс
Экспедиции на полюс

Усилиями ряда экспедиций конца XIX — начала XX веков контуры и площадь Антарктиды были определены, чему способствовала простота очертаний ледяного континента.

После достижения – Южного полюса в Антарктиду одна за другой отправляются экспедиции: австралийская —Д. Моусона в 1911 —1913 годах, немецкая — В. Фильхнера в 1911 —1912 годах, английская — Э. Шеклтона в 1914—1917 годах. Эти экспедиции преследовали не только научные цели, но и политические, так как появились претенденты на антарктические территории.

В 20-е годы начинается новый этап исследований Антарктиды, связанный с использованием самолетов и мотосаней, которые стали прототипом современных транспортных средств на шестом континенте. Первые полеты над Землей Грейама и полуостровом Шарко были совершены в 1928—1929 годах.

В это же время в Антарктиде появляется экспедиция Соединенных Штатов Америки во главе с Ричардом Бэрдом, который планирует долететь до Южного полюса на самолете. В качестве базы Бэрд выбрал место недалеко от зимовки Амундсена. Базу он назвал Литл-Америка — Маленькая Америка — и с тех пор, неоднократно возвращаясь в Антарктиду, неизменно называл так все свои базы, присваивая им очередной номер.

Бэрд вылетел на Южный полюс 28 ноября 1929 года на трехмоторном самолете „Флойд Беннет". Тогда самолетам еще давали имена, как морским судам. 29 ноября в 1 час 14 минут, через 9 часов 40 минут после старта, самолет достиг полюса.

Полет Бэрда к Южному полюсу, и еще раньше к Северному, положил начало широкому использованию авиации для исследований Антарктического ледникового покрова, без которой были бы немыслимы современные достижения в познании его природы.