Навигация:   Главная Антарктида Взаимосвязь таяния и движения
Взаимосвязь таяния и движения

При движении льда через такие препятствия на стороне препятствия, обращенной навстречу потоку льда, так называемой проксимальной стороне, возникает избыточное давление. Поскольку лед имеет температуру таяния, то избыточное давление создает условия для усиления таяния. Во льду перед препятствием в результате этого образуется выемочка, талая вода обтекает выступ и примерзает к поверхности льда на другой стороне выступа — дистальной стороне, где давление меньше. Тепло, выделившееся при замерзании, передается через препятствие к проксимальной стороне, где снова расходуется на таяние, поддерживая этот процесс. Такое непрерывное возобновление выемочки перед препятствием создает эффект „отсутствия препятствия" на пути движения льда. Таким образом, нужен первый импульс в виде увеличения напряжения, а дальше процесс в значительной степени самоподдерживается. В случае если неровности ложа имеют большие размеры и из-за этого передача тепла на проксимальную сторону невозможна, начинает действовать другой механизм — обтекание препятствий. Около таких препятствий скорость деформации льда возрастает, так как вблизи них возникает напряжение.

Оба названных механизма взаимосвязаны и действуют совместно. Но, видимо, есть препятствия такого промежуточного размера, которые достаточно велики, чтобы, помешать развитию режеляции с передачей тепла, и в то же время слишком малы, чтобы вызвать местный значительный рост напряжения и деформации. Именно они и создают основное сопротивление скольжению льда по ложу и определяют скорость этого скольжения. По имеющимся теориям скольжения, размеры таких „неудобных" препятствий составляют 0,5—10 см. Наблюдение за скольжением в туннеле под Голубым ледником и определения толщины слоя намерзшей воды позволяют считать нижним пределом „неудобных" препятствий выступы размером не менее 3 см — именно такова была толщина намерзшего слоя. Выявленное там же минимальное расстояние между бороздами — следами деформации,— равное 0,5 м, означало одно из двух: или что верхний предел „неудобных" препятствий равен 0,5 м, или что в месте наблюдений на ограниченном участке не было препятствий с линейными размерами от 3 до 50 см.