Навигация:   Главная Антарктида Экспедиции Скотта
Экспедиции Скотта

Соответствовали ли средства экспедиции Скотта ее задачам? Сейчас, с позиции нашего времени, мы можем сказать, что в чем-то не соответствовали. Но в чем же? Споры современных исследователей о том, правильно ли поступили англичане, использовав в качестве транспорта пони, а не собак, не имеют особого смысла, так как Скотт рассчитывал в основном на силы людей: ,,…С моей точки зрения, ни одно путешествие на собаках не может принести таких результатов, как поход, участники которого преодолевают трудности, опасности и лишения, полагаясь лишь на собственные силы…" Вспомогательная группа Эдгара Эванса дошла от 88° южной широты до базы Мак-Мёрдо пешком, доказав, что такое решение возможно. Да и сам отряд Скотта прошел более четырех пятых маршрута в тяжелых метеорологических условиях.

Нехватка керосина, на которую часто ссылаются как на одну из главных причин гибели, ухудшила положение отряда Скотта, но не была катастрофической. В последнем письме Скотт писал: «… Мы подошли на расстояние в 11 миль к нашему старому лагерю „Одна тонна", имея горючего на один раз и продовольствия на два дня…»

Экспедиция Скотта использовала весь арсенал технических и организационных средств, доступных в начале нашего века, а также опыт предыдущих экспедиций в Антарктиду. Так в чем все же разгадка причины гибели отряда капитана Скотта, которую хранит шестой континент? Попробуем найти ответ на этот вопрос в дневниках Скотта. Вот что он писал.

12 января: „В ночном лагере сегодня все перезябли… Совершенно непонятно, почему нам так холодно, может быть, от чрезмерной усталости…" 13 января „Тоска берет так надрываться, чтобы сдвинуть с места легонькие сани…" 15 января: „Все порядком умаялись…"

Это еще на пути к полюсу. А вот уже первый сигнал тревоги: 23 января: „Эдгар Эванс сильно изнурен…" Наконец, цитата из „Послания общественности": „Передовая группа вернулась бы к леднику в отличной форме и с излишком продовольствия, если бы, к нашему изумлению, не вышел из строя человек, от которого мы меньше всего этого ожидали. Ибо Эдгар Эванс считался самым крепким из нас".