Навигация:   Главная Арктика Информация: Гренландия
Информация: Гренландия

Существуют много теорий относительно причин исчезновения норвежских поселений в Гренландии. Джаред Даймонд, автор книги «Коллапс: Почему одни общества выживают, а другие умирают», перечисляет пять факторов, которые могли способствовать исчезновению гренландской колонии: ухудшение окружающей среды, климатические изменения, вражда с соседними народами, изоляция от Европы, неспособность к адаптации. Изучению этих факторов посвящено большое количество научных исследований и публикаций.

Растительность Гренландии принадлежит к тундровому типу и состоит преимущественно из осоки, пушицы и лишайников; деревья практически полностью отсутствуют, за исключением карликовой берёзы, ивы и ольхи, которые растут в некоторых местах. Здесь очень мало плодородных земель, которые, в результате отсутствия лесов, страдают от эрозии; к тому же короткое и холодное лето делает земледелие практически невозможным, поэтому норвежские поселенцы были вынуждены в основном заниматься скотоводством. Избыточная эксплуатация пастбищ в чрезвычайно чувствительной тундровой среде с нестабильными грунтами могла усилить эрозию, привести к ухудшению пастбищ и падению их производительности.

Результаты бурения ледникового льда позволяют узнать о климатическом положении в Гренландии на протяжении столетий. Они показывают, что во время средневекового климатического оптимума действительно наблюдалось некоторое смягчение местного климата с 800 по 1200 годы, однако в начале XIV века началось похолодание; так называемый малый ледниковый период достиг своего пика в Гренландии приблизительно в 1420-х годах. Нижние слои мусорников вблизи самых старых норвежских поселений содержат значительно больше костей овец и коз, чем свиней и крупного скота; однако в отложениях середины XIV ст. возле богатых жилищ находятся только кости крупного рогатого скота и оленей, а возле бедных — почти сплошные тюленьи кости. Версия об упадке скотоводства в результате похолодания и изменения в характере питания гренландских викингов подтверждается также исследованиями скелетов с кладбищ вблизи норвежских поселений.

Во время основания норвежских поселений Гренландия была полностью лишена местного населения, но впоследствии викинги были вынуждены войти в контакт с инуитами. Инуиты культуры туле начали прибывать в Гренландию из острова Элсмир в конце XII — начале XIII ст. Исследователям известно, что викинги называли инуитов, как и аборигенов Винланда, скрелингами (норв. skræling, то есть «негодяй»). «Исландские Анналы» — один из немногочисленных источников, которые свидетельствуют о существовании контактов между норвежцами и инуитами. В них рассказывается о нападении инуитов на норвежцев, во время которой восемнадцать норвежцев погибли, а двое детей было захвачено в плен.

Существуют археологические свидетельства того, что инуиты вели с норвежцами торговлю, поскольку при раскопках инуитских стоянок находят много изделий норвежской работы; однако норвежцы, по-видимому, не очень интересовались инуитами, по крайней мере, находки инуитских артефактов в поселениях викингов неизвестны. Норвежцы также не переняли от инуитов технологию строительства каяков и приемы охоты на кольчатую нерпу.

В целом, как считается, отношения норвежцев с инуитами были достаточно враждебны. Из археологических свидетельств известно, что к 1300 году зимние стоянки инуитов существовали уже по берегам фьордов возле Западного поселения. Где-то между 1325 и 1350 гг. норвежцы полностью оставили Западное поселение и её окрестности, возможно, из-за неудачного противостояния нападениям инуитов.

Кирстен Сивер в своей книге «Замороженный отголосок» пытается довести, что гренландцы имели значительно более крепкое здоровье и питались лучше, чем считалось, и потому отрицает версию о вымирании гренландской колонии от голода. Более вероятно, утверждает он, что колония погибла в результате нападения индейцев, пиратов или европейской военной экспедиции, о которой история не сохранила сведений; также вероятно переселение гренландцев обратно в Исландию или в Винланд в поисках более благоприятного дома.