Навигация:   Главная Арктика Новая Земля в период второй мировой войны V
Новая Земля в период второй мировой войны V

7 мая 1989 г Центральным полигоном РФ были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 с каменистой косы на новое кладбища поселка Белушья Губа. 25 июля 1989 г. в поселке был торжественно открыт памятник героическому экипажу ТЩ-65. Этот номер был присвоен в годы воины бывшему рыболовецкому тральщику РТ-76 "Астрахань".

С августа 1944 г. немцы начали использовать па подводных лодках новое оружие - акустические электроторпеды. 8 августа этого года из Северодвинска вышел в рейс на остров Диксон и в порты моря Лаптевых транспорт "Марина Раскова". На его борту находились 354 человека, которые должны были сменить зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпуги. Среди пассажиров были женщины и дети. Транспорт сопровождали три тральшика: "АМ-114", "АМ-1 l6" и "АМ-118" Всего на всех судах находилось 618 человек. В живых останутся только 256 пассажиров и военнослужащих. Большинство женщин и детей погибнут.

12 августа в 19 часов 45 минут суда находились в районе острова Белого. В этот момент под корпусом "Марины Расковой" раздался взрыв новой акустической торпеды, который был ошибочно принят за взрыв мины. Взрывы продолжались, а моряки решили, что попали на немецкое плавучее минное поле. Поэтому атаковавшая транспорт немецкая подводная лодка "IO-365" смогла, не преследуемая никем, отойти незаметно в сторону и снова занять выгодную для залпа позицию. Друг за другом были подбиты, а затем и потоплены все суда, кроме "АМ-1l6", который доставил в поселок Хабарово в проливе Югорский Шар 176 человек, спасенных с других судов. Затем "АМ-116" вернулся к месту трагедии и начал поиск шлюпок, катера и кунгаса с успевшими спастись людьми.

Узнав о случившемся, военно-морское командование и штаб морских операций Главсевморпути срочно направил в район гибели "Марины Расковой" корабли и самолеты. На четвертый день после гибели судна в море обнаружили шлюпку (l8 человек, включая командира "АМ-114"). Всех их доставили в Белушью Губу и оттуда в Архангельск. С самолетов замечены были в море и другие шлюпки Снять с них людей не удалось, поэтому им сбросили продовольствие и теплую одежду.

18 августа гидросамолет с Диксона, после многократных поисков, обнаружил в море вельбот и спас с пего 25 человек.

В этот день нашим самолетом было взято на борт еще 11 человек со шлюпки. 19 августа советские летчики нашли в море кунгас (37 человек) и даже сели неподалеку, но сильное волнение не позволило забрать всех, а сброшенное продовольствие, кроме нескольких плиток шоколада, затонуло. Только на 11 сутки после гибели "Марины Расковой" оставшихся людей сиял другой наш самолет. В очень сложных погодных условиях удалось спасти 14 человек, дрейфовавших в кунгасе. Перегруженный самолет не мог подняться и только на следующие сутки летчик М.И.Козлов привел свой самолет морем в залив Малыгина. Здесь тральщик "АМ-60" принял на борт с самолета спасенных людей и доставил их в Хабарово. Самолет М.И.Козлова совершил перелет из пролива на Диксон.

В сентябре 1944 г. тральщик "АМ-116" с той же командои на борту, которая участвовала в трагических событиях перехода "Mapuны Расковой", обнаружил и потопил а районе острова Уединения немепкую подводную лодку Возможно, что именно она совершила нападение 12 августа.