Навигация:   Главная Центральная Африка Кризис в Конго
Кризис в Конго

Над ДРК нависла угроза закрепления нынешнего раздела на три части: западную, контролируемую центральным правительством - от устья р. Конго по государственной границе до линии расположения городов Гемена, Лисала, Бумба, Акети, Бута, Кисангани, Убунду, Илебо, Пвето, далее по государственной границе до г. Бома; восточную, контролируемую КОД-Э.Вамбы диа Вамбы и КОД-Э.Илунги, поддерживаемых Угандой и Руандой (см.Бюллетень,№ 21, декабрь 1999, с.8-10) - по линии расположения городов Буниа, Исиро, Бута, Убунду, Илебо, Пвето, по южной и восточной государственной границе; северную, контролируемую ДОК-Ж.- П.Бембы и сочувствующими ему кругами в ЦАР и Габоне - от г. Лисала до г. Буниа, далее по северной государственной границе. О реальности такой угрозы свидетельствуют многие факты. Лидеры оппозиции по-прежнему настаивают на отставке Л.- Д.Кабилы.

В этом случае борьба между ними за президентское кресло еще более обострит положение в стране. На территории, контролируемой повстанцами, киншасская администрация парализована. Здесь возрастает экономическая и политическая роль иностранцев. "Мы изучили обстановку в районе, управляемом Бембой, - заявил один коммерсант европеец, - и смело разворачиваем здесь свой бизнес, поскольку уверены, что правительственная армия сюда не вернется, а Кабила - конченый человек". Угандийская газета "Нью вижн" пишет, что африканцы воюют в Конго не ради победы, а для получения "конкретных финансовых выгод". В зону конфликта продолжает поступать оружие, включая американские "стингеры". Воюющие стороны с трудом договорились только с середины апреля 2000 г. прекратить огонь.

Позиция властей ДРК

Руководители ДРК считают, как и прежде, что вывод войск Руанды, Уганды и Бурунди из Конго - главное условие урегулирования кризиса. Они недовольны позицией международного сообщества в этом вопросе, которая, по их мнению, является фактически потворством агрессору. В октябре 1999 г. власти ДРК заявили о "промедлении и даже преступном самоотречении СБ" от выполнения собственной резолюции 1234 от 9 апреля 1999 г. о принятии в координации с ОАЕ эффективных мер по прекращению огня и согласованному процессу политического урегулирования конфликта. В феврале 2000 г. постоянный представитель ДРК в ООН А.Мвамба Капанга упрекнул СБ в промедлении с оказанием помощи его стране в отражении тройственной агрессии, начавшейся еще в августе 1998 г.: "Не могу не напомнить вам о том, что 2 августа 1990 г., когда в другом регионе мира одно государство оказалось в подобном положении жертвы агрессии.

Совет направил целую армию для того, чтобы положить ей конец". В середине января 2000 г. президент Л.-Д.Кабила заявил, что он не примет участие в обсуждении конголезской проблемы в ООН, ограничившись направлением делегации, если "г-н Р.Холбрук не потребует вывода этих войск". И только после того, как французский министр-делегат по делам сотрудничества Ш.Жослен, выражая преобладающее в среде западных дипломатов мнение, расценил возможное отсутствие президента ДРК в ООН как "стремление к изоляции, совершенно неконструктивное для мирного процесса", Л.- Д.Кабила решил не бойкотировать заседания в ООН.

Оценка политики США

Критические замечания в адрес США раздавались не только в Киншасе. Президент Зимбабве Р.Мугабе обвинил США (и Англию) в торможении развертывания сил ООН в ДРК, в "поддержке тех, кто вторгся в чужую страну, нарушив основные положения международного права". США действительно настаивали на том, чтобы "голубые каски" были отправлены в ДРК только после полного прекращения там военных действий. Франция, напротив, считает, что вводить миротворческие силы нужно было без промедления, поскольку добиться выполнения Лусакского соглашения можно лишь при максимальном давлении на конфликтующие стороны.

Правозащитная организация "Хьюман Райтс Уотч" считает одним из основных препятствий на пути к миру в ДРК необъективность американской администрации, благосклонной к Й.Мусевени, П.Кагаме и конголезским повстанцам, но не питающей теплых чувств к Л.-Д.Кабиле. По сообщениям некоторых средств информации, Э.Илунга в августе 1999 г. посетил США, получил от предпринимателей денежные средства, которые использовал на военные действия КОД и выплату жалования своим чиновникам. Авторы доклада, подготовленного Нью-йоркским институтом всемирной политики, отмечают, что США, выступая за умиротворение Африки, продолжают поставлять на континент оружие, попадающее в зоны конфликтов. Пагубность такой политики, по их мнению, особенно видна в ДРК.