Навигация:   Главная Центральная Америка Транспорт в Гватемале
Транспорт в Гватемале

Рынок в ГватемалеОбщая протяженность государственных железных дорог, преимущественно узкоколейных, Гватемалы составляет 884 км; они соединяют Пуэрто-Барриос и Санто-Томас-де-Кастилья на Карибском берегу с г. Гватемала и тихоокеанским побережьем. Второстепенные железнодорожные ветки подходят к северной и южной границам страны. Существует также разветвленная сеть дорог, находящихся во владении банановой корпорации «Дель Монте» и обслуживающих принадлежащие ей плантации. В 1950-х годах были построены три шоссейных магистрали: через центральное нагорье (Панамериканское шоссе), вдоль тихоокеанского побережья и еще одна, соединившая г. Гватемала с карибским побережьем. В 1990-е годы правительство осуществляло интенсивную программу дорожного строительства. Общая протяженность безрельсовых дорог составляет 26,4 тыс. км, однако лишь треть из них имеют твердое покрытие. Наименее развита дорожная сеть в северном департаменте Петен, который, хотя и связан дорогой с остальной частью страны, в основном вынужден полагаться на воздушное сообщение.

В столице страны имеется международный аэропорт «Ла-Аурора». Тихоокеанский берег не имеет естественных гаваней, однако для грузовых перевозок традиционно используются порты Сан-Хосе и Чамперико. Недалеко от Сан-Хосе построен также новый порт Пуэрто-Кесаль, оснащенный современным оборудованием. Основные карибские порты – Пуэрто-Барриос и Санто-Томас-де-Кастилья.

Внешняя торговля

В 1997 доходы Гватемалы от экспорта составили 3,2 млрд. долл., а расходы на импорт – 4,2 млрд. долл. Основные поступления идут от экспорта сельскохозяйственной продукции и от туризма. Основной статьей экспорта является кофе, за ним следуют сахар, хлопок, бананы, кардамон и нефть. Экспортируются также некоторые промышленные товары, в том числе резиновые изделия, металлы, продукция швейной и текстильной промышленности. Основную часть импорта (более 90%) составляют промышленные товары, остальное приходится на продукты питания. Ведущим торговым партнером Гватемалы являются США, на долю которых приходится ок. 30% стоимости экспортируемых из Гватемалы товаров и ок. 44% импорта. Гватемала ведет также торговлю со странами ЦАОР (обычно с положительным торговым балансом), с Западной Европой, Мексикой, Венесуэлой (откуда экспортируется нефть) и Японией.

Валюта и финансы

Национальная денежная единица Гватемалы – кецаль. Высокую инфляцию удалось снизить к концу 1990-х годов примерно до 10% в год. Государству принадлежат Центральный банк Гватемалы и Банк развития; остальные банки находятся в частной собственности.

Культура

Взаимопроникновение культурных влияний майя, Испании и других культур Европы и Северной Америки породило богатую и разнообразную культуру Гватемалы. Сплав культурного наследия разных цивилизаций находит отражение во всем – в современной живописи, скульптуре, музыке, танцах и литературе. Ремесленники Гватемалы продолжают использовать в своих изделиях древние индейские мотивы, рисунки, сочетания цветов.

Развалины религиозных центров майя, таких, как Сакулеу, Тикаль, Уашактун и Пьедрас-Неграс, привлекают внимание археологов всего мира. Обширная коллекция предметов материальной культуры и искусства древних индейцев собрана в Национальном музее археологии и этнографии в г. Гватемала.

Литература

В эпоху, предшествовавшую испанскому завоеванию, майя обладали богатой письменной литературой, которая была уничтожена испанцами почти полностью, за исключением немногих манускриптов. Насколько можно судить по сохранившимся иероглифическим надписям, частью еще не полностью дешифрованным, у майя была сложная мифология. Подобно христианской Библии, священная книга майя Пополь-Вух, записанная на языке киче латиницей (ок. 1554–58), рассказывает о возникновении мира, о происхождении добра и зла, излагает основные принципы морали. Многие мифы и легенды из Пополь-Вух органично входят в современную художественную литературу Гватемалы.

На языке киче созданы также Анналы какгикелей (запись 17 в.) и драма-балет Рабиналь-Аги (запись 19 в.). Из произведений гватемальской литературы, созданных в 18 в., наиболее известна поэма иезуита Рафаэля Ландивара (1731–1793) Мексиканская сельская жизнь (1781), написанная на латыни. Из писателей 19 в. наиболее известен поэт-романтик Хосе Батрес Монтуфар (1809–1844), автор сборника Гватемальские традиции. Популярен автор исторических романов и очерков Хосе Милья-и-Видаурре (1822–1882).

Эстетику испано-американского модернизма в национальной литературе развивали поэт и романист Максимо Сото Холл (1871–1944); эссеист, романист и автор коротких рассказов Энрике Гомес Каррильо (1873–1927); прозаик Рафаэль Аревало Мартинес (1884–1973); журналист и автор эссе Хосе Родригес Серна (1885–1952); поэт и прозаик Сесар Браньяс (1899–1976). К изображению индейского мира впервые обратился поэт и прозаик Флавио Эррера (1895–1968). В последние десятилетия 20 в. выдвинулось несколько поэтов-женщин, среди них Анхелина Акунья, Маргарита Каррера Молина, Ана Мария Родас и Кармен Матуте. В 1967 Мигель Анхель Астуриас (1899–1974) первым из латиноамериканских писателей получил Нобелевскую премию по литературе. Его романы обличают жестокость коррумпированных диктаторских режимов и вмешательство американских компаний в дела латиноамериканских стран. В своих рассказах и романах Астуриас пропагандирует культурное наследие индейцев и часто использует индейские мифы и легенды. Крупными современными писателями являются также Артуро Ариас и Франсиско Гольдман. Ригоберта Менчу была удостоена Нобелевской премии мира 1992. В книге Меня зовут Ригоберта Менчу (1983) яркими красками изображены страдания народа майя-киче. Это произведение стало символом возрождения литературы народа майя и вызвало многочисленные подражания.