Навигация:   Главная Центральная Америка Культура Мексики
Культура Мексики

Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США. В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования. Революция 1910-1917 гг. стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве — особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

Архитектура и изобразительное искусство

В древний период (до 16 в.) на территории Мексики развивается ряд художественных культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мексиканского залива; ольмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религиозные и культурные центры, города в центральной области Мексики (Теотиуакан; Эль-Тахин; Чолула и Толлан — культура тольтеков; Теночтитлан — культура ацтеков), на юге страны (Монте-Альбан — культура сапотеков и миштеков; Митла — культура миштеков), на юге и на полуострове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица — культура майя).

В древнем градостроительстве Мексики выработались приёмы геометрической планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле — 440 м), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразительное искусство, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаических культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойственное культуре раннерабовладельческого общества; в изображениях пантеона древнемексиканских религий объединяются символические мотивы с антропоморфными изображениями и фантастическими образами. Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявились в каменной скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя.

Непосредственным наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней Мексики. Значительное развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонампаке и др. центрах) и ювелирное искусство (например, у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание Мексики испанцами привело к гибели самобытных культур индейских государств. Однако художественные традиции индейцев, сохранявшиеся главным образом в народном декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колониальное искусство, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет национального искусства Мексики.

В колониальный период (16 — начала 19 вв.) в Мексике особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по испанским образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц — согласно "Законам для Индий" (т. е. испанских колоний в Америке). В их центре создавалась обычно главная площадь с богато украшенными зданиями — собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1- или 2-этажных домов испанского типа, с внутренним двором (патио), обнесённым галереей.

По этим правилам была выстроена столица Мексики — г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние испанские гражданские постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530—33) и помещичьи усадьбы имели во многом крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в котором причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к середине 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаическом стиле готики однонефные храмы и открытые "капеллы для индейцев". Отход от традиций готики обозначился во 2-й половине 16 — начале 17 вв. в архитектуре больших городских соборов, 3-нефных, с цилиндрическими сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555—1649; собор в Мехико, 1563—1667).

Возрождение, слабо проявившееся в мексиканской архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640—1705; Национальный дворец в Мехико, 1692—99), а затем достигшим фантастической пышности в "ультрабарокко" 18 в. Крупнейшей в это время была архитектурная школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие каменного убранства фасадов, включавшего декоративные элементы многих стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращенные в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714—20, и Саграрио Метрополитано, 1749—68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720—33).

Школа Пуэблы широко использовала многоцветную керамическую и лепную отделку фасадов ("Каса де Альфеньике" в Пуэбле, около 1760—90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, около 1745—60, см. илл.). Народное творчество индейцев во многом определило своеобразие мексиканского барокко. К концу 18 в. в архитектуре Мексики становятся заметны классицистические веяния (постройки М. Тольсы).

Изобразительное искусство колониального периода представлено выполненными в древнемексиканской технике черно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религиозной станковой живописью 2-й половины 16—17 вв., зависимой от европейских школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоятельной портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (М. Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архитектурного декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа — ретабло). На рубеже 18—19 вв. мексиканская живопись и скульптура воспринимают влияние европейского классицизма.