Навигация:   Главная Центральная Америка Изобразительное искусство Мексики
Изобразительное искусство Мексики

В 19 в. архитектура Мексики развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли испанские, итальянские и французские мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й половине 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19—20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904—34, архитектор А. Боари) и стилем "модерн". Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. крупное строительство ведётся главным образом в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные районы. С конца 19 в. расширяется типология сооружений, в строительстве применяются металл, бетон, железобетон.

В 20—30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колониальный стиль, а также на неоклассицизм, главным представителем которого был К. Обрегон Сантасилья (административные здания, банки и отели в Мехико). С середины 20-х гг. в Мексике складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архитектурная школа функционализма во главе с Х. Вильяграном Гарсией (больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (Х. Легоррета, Х. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты строительства домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мексиканской архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление буржуазных заказчиков, она не получила широкого распространения.

Характерная черта основного направления современной мексиканской архитектуры, самым известным представителем которого является М. Пани, — стремление к использованию и развитию национальных художественных традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразительного искусства. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949—54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились многие лучшие качества мексиканской архитектуры середины 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространственной композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусственных и естественных материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства, выразительность декора. Ориентация на исторические традиции (сторонниками которой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50—60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, Х. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архитектурном формообразовании (творчество М. Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико).

На развитие не только мексиканской, но и мировой архитектуры середины 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (главным образом седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиционные замыслы. В 50—60-е гг. в Мексике расширяется строительство многоэтажных жилых и общественных зданий с применением антисейсмических конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых районов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, архитектор П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, архитектор Ф. Кандела), расширяется строительство музейных зданий (творчество П. Рамиреса Васкеса), интенсифицируется строительство в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнавака, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие исторические города реконструируются как туристические объекты.

В течение 19 в. в развитии мексиканского искусства не наблюдалось значительных сдвигов. На Всемирной парижской выставке 1889 году Мексика выстроила свой павильон в мавританском стиле, характерном для Испании 14 в. В 1909 году, накануне падения диктатуры Порфирио Диаса, в Мексику вернулись художник Диего Ривера (1886-1957 гг.) и теоретик искусства Доктор Атль (псевдоним Херардо Мурильо, 1875-1964 гг.). К этому времени в национальном изобразительном искусстве обозначились две крупные фигуры: автор гравюр Хосе Гуадалупе Посада (1851-1913 гг.) и живописец Франсиско Гойтия (1884-1960 гг.).

В 19 в. изобразительное искусство Мексики постепенно освобождается от косных традиций колониального периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художественной культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мексиканской природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен народного быта обращаются и местные мастера (Х. А. Аррьета и др.), связанные с народным творчеством. Вместе они составляют типичное для всего латиноамериканского искусства 19 в. Течение — костумбризм. В середине 19 в. появляются сатирическая гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (Х. М. Эстрада, Э. Бустос и др.).

Народное творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в которых религиозные сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й половине 19 в. обращение к национальной тематике (в основном к истории Мексики) заметно также в академической скульптуре (М. Норенья) и живописи (Х. Кордеро, Х. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист Х. М. Веласко, для живописи которого характерно тяготение к передаче света и атмосферы.

На рубеже 19—20 вв. на мексиканскую живопись воздействуют новые европейские художественные течения ("модерн", импрессионизм); тогда же живописцы Х. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мексиканского искусства, создания национального современного стиля, а Х. Г. Посада выступает как основоположник революционно-демократической сатирической графики, прочно связанной с народными художественными традициями. Мексиканская революция 1910—17 и подъём коммунистического движения вдохновили Д. Риверу, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой национально-демократическим революционным содержанием, обращенной к широким народным массам (в своих работах они использовали фресковую технику доиспанского периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетическими красками).

В передовых художественных кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политическую борьбу и связывающего свою деятельность с Мексиканской коммунистической партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется "Революционный синдикат работников техники и искусства".