Навигация:   Главная Центральная Америка Мексика (Культура)
Мексика (Культура)

В начале 1920-х годов министр просвещения Хосе Васконселос (1881-1958 гг.) заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, прозванные муралистами (от исп. mura — настенная роспись) — Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско (1883-1949 гг.), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974 гг.), Руфино Тамайо (1899-1991 гг.), Хесус Герреро Гальван (1910-1973 гг.), Мигель Коваррубиас (1904-1957 гг.) — пытались сочетать современную пластику с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Колоссальные по размерам фрески и мозаики муралистов представляют собой не столько росписи на стенах, сколько стены-картины, создающие поистине архитектурное пространство. Мексиканский мурализм оказал огромное воздействие на искусство всей Латинской Америки, особенно стран Андского региона.

Настенные росписи до сих пор остаются наиболее престижным жанром мексиканской живописи. Из современных художников наибольшей известности достиг Луис Гуэвас (р. 1933 г.). В 1922 г. Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпические росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы древнемексиканского искусства, вместе с тем они говорят об освоении традиций итальянского Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символическим формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространственных эффектов, активно воздействующих на зрителя.

В 50—60-е гг. в монументальной живописи Мексики преобладают произведения, создаваемые в синтезе с новыми архитектурными сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и Х. Чавеса Морадо, тематические мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана). Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" в Мехико (1971). С 30-х гг. в М. распространяется также модернистическая станковая и монументальная живопись (Р. Тамайо и др.). С конца 30-х гг. начинается расцвет мексиканской графики (в основном линогравюра и литография), обращенной к массам и проникнутой политической публицистичностью. Художники, объединившиеся в "Мастерскую народной графики", выступают с антифашистскими и антиимпериалистическими работами, занявшими важное место в мировом реалистическом искусстве середины 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.).

Современная скульптура развита в Мексике меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (Х. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям древнемексиканской пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В народном искусстве М. переплетаются традиции индейского и испанского искусства, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных районов и даже селений.