Навигация:   Главная Центральная Америка Мануфактура Сальвадора
Мануфактура Сальвадора

Денежное обращение и банки

Национальная денежная единица — колон. Выпуск денег осуществляется Центральным резервным банком, который стал подконтролен правительству только после его национализации в 1961 г. Другие банки были национализированы в 1980, но в начале 1990-х годов были вновь приватизированы. С января 2001 г. наряду с колоном свободно обращается доллар.

Государственный бюджет

В 1990-е годы Сальвадор перестал нуждаться в помощи США для покрытия бюджетного дефицита. Правительства Кристиани и Кальдерона прилагали большие усилия, стараясь, с одной стороны, сократить расходы, а с другой — повысить сбор налогов. Соглашения, заключенные с МВФ в 1990 и 1995 гг., позволили получить средства для покрытия бюджетного дефицита. Сумма внешнего долга достигла 2,3 млрд. долл. в 1992 и снизилась до 2,1 млрд. долл. в 1995. Проводятся неолиберальные преобразования, роль государства сведена к минимуму. В начале 90-х гг. приватизированы государственные банки. Бюджетные дефициты покрываются за счет кредитов МВФ и других источников. Бюджетный дефицит в 2006 г. — 0,7% ВВП. Уровень безработицы — 6%, скрытая безработица — 15%, инфляция — 4,9% (2006 г.).

Вооружённые силы

Во время гражданской войны армия Сальвадора пользовалась финансовой поддержкой США и услугами американских инструкторов. После соглашения о прекращении военных действий в 1992 началась демобилизация вооруженных сил. В период с 1991 по 1996 личный состав армии сократился с 43,6 тыс. до 25,7 тыс. человек. В военно-воздушных силах осталось ок. 1,6 тыс. личного состава, 21 боевой самолет и 18 вертолетов. Военно-морские силы располагают 5 патрульными судами и ок. 1,1 тыс. личного состава. Полицейские силы численностью ок. 12 тыс. человек включают многих бывших партизан.

Медико-географическая характеристика

В конце 1990-х годов рождаемость в стране составляла ок. 28 на 1000 жителей, смертность — ок. 6 на 1000, а младенческая смертность — 32 на 1000. Средняя продолжительность жизни — 72 года (мужчины — 69 лет, женщины — 75 лет, ООН). Преобладает инфекционная патология, которая и является основной причиной смертности. Распространены малярия, венерические болезни, детские инфекции, туберкулёз, желудочно-кишечные заболевания и болезни, связанные с недостаточностью питания. Резких различий в краевой патологии нет.

Медицинскую помощь населению оказывают в государственных медицинских учреждениях и учреждениях системы социального страхования, которым охвачено лишь 3% жителей; распространена частная врачебная практика. В 1972 году было 75 больниц на 6,4 тыс. коек (1,7 койки на 1 тыс. жителей). В 1972 году работали 952 врача (1 врач на 3,6 тыс. жителей), а также 372 зубных врача и около 4 тыс. лиц среднего медицинского персонала. Подготовкой врачей занимается медицинский факультет при университете. Расходы на здравоохранение (1970 г.) составили 12,4% государственного бюджета.

Просвещение и научные учреждения

Первые школы (миссионерские) возникли в 16 в. В 19 в. появились светские общеобразовательные школы. Современная система просвещения имеет следующую структуру. Для детей 4—6 лет существуют государственные, муниципальные и частные детские сады. Обязательным является 6-летнее начальное образование. Городские начальные школы 6-летние, сельские — 2—4-летние. На базе 6-летней начальной школы функционируют 5-летние средние школы, состоящие из 2 циклов (3 и 2 года). 1-й цикл — общеобразовательный, 2-й дифференцируется на гуманитарное и естественнонаучное направления. На базе 6-летней начальной школы работают 4—5-летние профшколы.

Учителей городских начальных школ готовят 3-летние нормальные школы на базе 1-го цикла средней школы. Учителей сельских школ готовят 4-летние нормальные школы, работающие на базе 6-летней начальной школы. В 1970 г. в 235 дошкольных учреждениях воспитывалось 24,2 тыс. детей, в 1970/71 учебном году в 2787 начальных школах обучалось около 510 тыс. учащихся, в общеобразовательных средних школах — 60,9 тыс. учащихся, в профессиональных учебных заведениях — 27,4 тыс. учащихся. Высшие учебные заведения: университет Сальвадора (основан в 1841 г.) и частный Центральноамериканский университет (основан в 1965 г.) в Сан-Сальвадоре, Центральноамериканский технический институт в Нуэва-Сан-Сальвадоре, Национальная с.-х. школа в Ла-Либертаде и др. В 1971/72 учебном году в вузах обучалось свыше 12 тыс. студентов. В Сан-Сальвадоре находятся: Национальная библиотека (основана в 1870 г.; 95 тыс. тт.), Национальный музей (основан в 1883 г.), зоологический парк и ботанический сад.

Научные учреждения Сальвадора сосредоточены главным образом в Сан-Сальвадоре: Национальная метеорологическая служба (основана в 1953 г. на базе Национальной метеорологической и сейсмической обсерватории, основана в 1889 г.), Управление гигиены (1900 г.), Комиссия по ядерной энергии (1961 г.), Центр геотехники (1964 г.), Индеанистский институт Сальвадора, Генеральное управление по статистике и цензам (1881 г.), Сальвадорская академия и Сальвадорская академия истории (1925 г.). Научная работа ведётся также в институтах истории, философии, экономики и тропических исследований (1950 г.) при университете Сальвадора. В Нуэва-Сан-Сальвадоре находится Генеральное управление с.-х. исследований и при нём — Сальвадорский институт изучения кофе (1956 г.).

По данным на 1995 г., 28,5% взрослого населения страны оставалось неграмотным. Начальное образование в стране бесплатное и обязательное, но многие дети, особенно в деревнях, не посещают в школу. В 1993 году в стране функционировало примерно 4 тыс. начальных школ, где обучалось более 1 млн. детей, и 300 средних школ со 118 тыс. учащихся. В том же году в шести университетах Сальвадора насчитывались ок. 80 тыс. студентов, в том числе в крупнейшем Национальном университете — ок. 32 тыс.