Навигация:   Главная Центральная Америка Литература в Сальвадоре
Литература в Сальвадоре

От индейцев майя-киче сохранились нерасшифрованные письмена. В культуре Сальвадора переплетаются испанские и индейские элементы. В отдаленных сельских районах до сих пор отмечают старые праздники колониальной эпохи, такие, как День мавров и христиан (посвященный победе испанцев в войне с маврами) и День индейцев. В стране много искусных ремесленников, их изделия выставляются на специальной ярмарке, которая проходит в августе в Сан-Сальвадоре. Литература на испанском языке до 19 в. имела в основном религиозный характер. Национальная литература получила развитие после завоевания в 1841 г. независимости. Поэзия середины 19 в. была преимущественно романтической: М. Альварес Кастро (1795—1856), Э. Ойос (1810—59, сборник стихов "Апострофы"), Х. Х. Каньяс (1826—1918) — автор национального гимна и патриотических стихов, И. Руис Араухо (1850—81). На смену романтизму пришёл т. н. "модернизм", наиболее крупным представителем которого был последователь Р. Дарио Ф. Гавидиа (1863—1955), понимавший модернизм как соединение национальной проблематики с новаторской техникой стиха. В его "Сочинениях" (1913) выражены демократические идеалы.

В начале 20 в. появилась нравоописательная проза Э. Альварадо (1845—1929), А. Амброджи (1875—1936; "Книга о тропике", ч. 1—2, 1907—16), А. Риваса Бонильи (р. 1891), Ф. Эрреры Веладо (сборники "Ложь и истина", 1923, "Кокосовое молоко", 1926) и др. Значительно творчество А. Масферрера (1868—1932), автора художественных и научных книг "Семь струн лиры" (1926), "Гелиос" (1928) и др., в которых исследуются национальные и континентальные проблемы. Х. М. Перальта Лагос (1873—1944) под псевдонимом Т. П. Мечин опубликовал сборники сатирико-реалистических рассказов, а также роман "Смерть голубки, или Злоключения корреспондента" (1932), пьесу "Кандидат" (1932) и др. Чертами реализма отмечены рассказы С. Саласара Арруэ (р. 1899, псевдоним — Саларруэ). Для поэзии начала 20 в. характерны формалистические и декадентские тенденции (К. Бустаманте, 1890—1952). В 1920-е гг. получил распространение "авангардизм": поэты Х. Вальдес (1893—1934) — автор сборника "Чистая поэзия" (1929), В. Росалес-и-Росалес (р. 1894) и др.

После 2-й мировой войны в литературе отразились экзистенциалистские идеи: пьесы У. Бенеке "Рай для неблагоразумных" (1956) и "Панихида" (1959), стихи У. Линдо (р. 1917), пьесы В. Чавеса Веласко, Р. Менендеса и др. Картину эксплуатации батраков нарисовал М. А. Эспино (1902—67) в романе "Люди и смерть" (1947). Образ коммуниста создан в романе "В неоновой сельве" (1956) Р. Веласкеса (р. 1913). Жизни индейцев посвящен роман "Настоящие мужчины" (1959) К. А. Кастро (р. 1926). Ф. Мачон Виланова в романе "Красная волна" (1960) повествует о народном восстании 1932. Социальная тема — в центре поэзии О. Эскобара Веладо (1918—61), Р. Дальтона Гарсиа (р. 1935; сборники "Окно перед лицом", 1961; "Свидетельства", 1964; "Таверна и другие места", 1968), М. де ла Сельвы (р. 1930), Р. Армихо (р. 1937), Р. Богранда, Х. Р. Сеа и др.

Печать, радиовещание, телевидение

В 1975 году выходило 48 периодических изданий, в том числе 12 ежедневных газет, общим тиражом 267 тыс. экз. Крупнейшие ежедневные газеты в Сан-Сальвадоре: "Диарио де ой" ("El Diario de Ноу"), с 1936 г., тираж 65 тыс. экз.; "Диарио латино" ("Diario Latino"), с 1890 г., тираж 95 тыс. экз.; "Диарио офисьяль" ("Diario Oficial"), с 1875 г., правительственный орган, тираж 2,3 тыс. экз.; "Мундо" ("El Mundo"), вечерняя, тираж 42 тыс. экз. В Сальвадоре одна правительственная радиостанция и 50 коммерческих, 4 телестанции. Телевидение с 1956 г.

Архитектура и изобразительное искусство

Древние индейские культуры Сальвадора к западу от р. Лемпа (область Кускатлан) были связаны с цивилизациями территории Южной Мексики, Гватемалы и Гондураса ("стадионы" для ритуальной игры в мяч, каменные фигуры божеств и стелы с рельефами), к востоку от неё — с культурами на территории Никарагуа и Коста-Рики (укрепления из глины и камня, жернова с головами животных, лицевые сосуды, изделия из жадеита). В колониальный период архитектура Сальвадора следовала образцам Гватемалы (регулярная застройка городов с одноэтажными домами из адобы, приземистые церкви, для которых были характерны мощные лапидарные формы, обильная резьба на порталах, сложные фронтоны на фасадах). Лишь со 2-й половины 1940-х гг. в городах строятся современные здания банков, отелей и контор (архитекторы А. Соль и Э. де Сола). Города делятся на благоустроенную и трущобную ("индейскую") части, в деревнях преобладают соломенные хижины.

Живопись Сальвадора в 20 в. развивалась под европейским и мексиканским влиянием. Первым среди живописцев Сальвадора к изображению народной жизни обратился С. Саларруэ. Распространению в искусстве Сальвадора передовых идей мексиканской живописи и графики способствовал Х. Мехиа Видес. Картины Н. Канхуры, Р. Элиаса Рейеса, К. А. Каньяса отличаются острым интересом к современности, использованием художественных средств, выработанных искусством 20 в. Демократическая направленность характерна для реалистической деревянной скульптуры (В. Эстрада, Н. Ночес Авенданьо, Х. Агилар Гусман). Народное искусство Сальвадора представлено керамикой (фигурки крестьян, утварь), изделиями из соломы и панциря черепахи.