Навигация:   Главная Центральная Европа Пражский Град
Пражский Град

Пражский Град
Княжеская крепость, а позднее град чешских королей была основана на выступе, который на юге спускается к Влтаве, а на севере ограничен глубокой долиной речки Бруснице, вливающейся во Влтаву. Вытянутая форма выступа в древности очень напоминала длинный хребет собаки с хвостом, это сравнение можно встретить в старых летописях. На более доступной западной стороне дорогу к крепости преграждал углубленный широкий ров с мостом, о чем в 1004 г. упоминает древний летописец Козьма.

Первую крепость князь Борживой основал, вероятно, после 880 г. Перед этим он вместе со своей женой Людмилой принял крещение из рук славянского проповедника Мефодия. Борживой приказал построить первый христианский костел, посвященный деве Марии. В настоящее время от него, к сожалению, сохранилась только часть фундамента.

В центре крепости находился княжеский двор, на востоке от него князь Вратислав I в 920 г. построил костел св. Георгия (Иржи). Сын Вратислава I Вацлав в запад ной части крепости построил двухэтажную каменную ротонду, посвященную после 929 г. св. Биту, которая в дальнейшем стала главным чешским собором. После основания епископства в 929 г. была построена часовня, посвященная св. Морицу.

Память о князе Вацлаве сохранилась в истории как память о справедливом правителе и покровителе чешской земли. Но в 935 г, в результате заговора вельмож Вацлав был убит. Это связывают с именем его младшего брата, Болеслава I, по-видимому, знавшего о подготовке заговора и убийства. В легендах Болеслав I описывается, с одной стороны, как братоубийца, а с другой стороны как человек, старавшийся достойно похоронить останки князя в снятовитской ротонде, именно в том месте, которое выбрал сам Вацлав. Болеслав I стал преемником св. Вацлава на княжеском троне. Несмотря на то, что в то время существовала угроза со стороны империи, где правил Отгон I, при его правлении начинается быстрый рост могущества Чешского государства. В стране продолжалась христианизация. Стремление Болеслава I к усилению влияния церкви завершилось во время правления его сына Болеслава II созданием чешской епископии, подчиненной архиепископии в Мангейме. Князя Вацлава вскоре стали чтить как святого и миротворца, а позднее - как покровителя страны. От ротонды Вацлава сохранились лишь незначительные остатки стен, в частности, апсиды с могилой князя, где сейчас расположена часовня св. Вацлава, в которую в течение столетий превратился вацлавский костел.

В 1050 г. князь Бржеслав I приказал заменить укрепленный шл Пражского Града каменной стеной, а в 1060 г. князь Спитигнев II на месте ротонды св. Вацлава начал работы по созданию проекта базилики, посвященной святым мученикам Виту, Вацлаву и Войтеху. Строительству храма не помешал даже пожар, и оно было закончено во время правления чешского короля Вратислава I в 1090 г. Тогда же был построен и монастырь пражского костела - резиденция пражского митрополита, основанная еще в конце тысячелетия. Капитул сыграл важную роль в развитии культуры государства, которому требовались образованные люди в различных сферах общества. При нем была основана латинская школа, высшее учебное заведение до возникновения университета. Именно Вратислав попытался ослабить слишком большое влияние каноников, учредив новый вышеградский капитул. При святовитском капитуле появилась на свет первая хроника, написанная видевшим многие страны каноником Козьмой. Он записал древние истории, пророчества и свидетельства очевидцев о событиях, произошедших в стране и за ее пределами в Европе.

В XII в. Прага пережила весьма бурную эпоху, но несмотря на многие перемены, связанные со сменой правителей и войнами, развитие страны, пражского предградья и самого Града не приостановилось. После 1135 г. при правлении князя Собеслава I по образу и подобию романских городов, расположенных западнее и южнее от чешских границ, началось обновление Пражского Града. Все крепостные стены Града были тщательно обложены белым камнем и укреплены французскими башенками, которые сохранились и поныне. Княжеский дворец у стены Града был расширен, к нему были пристроены три надвратные башни и двухэтажная дворцовая капелла Всех святых. Обновление коснулось и резиденции пражских епископов, основа которой и сегодня видна на фасаде здания старого епископского дворца. При осаде Пражского Града в 1142 г. Конрадом Зноемским от подожженной стрелы возник пожар, в результате чего базилика и женский монастырь св. Георгия были повреждены. Они также были перестроены. Настоятельницей монастыря, основанного княжеской сестрой Младой, по традиции была особа из королевского рода, которая имела титул княжны-аббатисы и право короновать чешскую королеву. Монастырь впоследствии стал Институтом благородных девиц.

В последующем XIII в. наблюдалось дальнейшее развитие чешского средневекового государства. Во времена правления Пршемысла Оттокара I была признана независимость чешского государства. Король Фридрих II в 1212 г. подписал документ, получивший название "Золотая сицилийская булла".

Активная политика Пршемысловичей в период экономического подъема была направлена на строительство новых городов. За счет образования обширного пред-градья в западном направлении Град также был значительно расширен. Снова были усовершенствованы укрепления. К первоначальному романскому дворцу в верхнем этаже был пристроен коридор с аркадами. Затем ко дворцу присоединили часовню Всех святых.

После неуспешной битвы с войсками Рудольфа Габсбургского на Моравийском поле, в которой был убит Пршемысл Оттокар II, наступил упадок королевства, и лишь сыну Пршемысла Вацлаву удалось вновь сосредоточить в своих руках королевскую власть. Благодаря его дальновидной внутренней политике, а также мудрости его советников страна снова пришла к расцвету. Он также был провозглашен и польским королем. Венгерскую корону, которую ему предлагали, в конце концов принял его сын Вацлав III. Таким образом, Пражский Град стал резиденцией могущественного правителя. Но, к сожалению, король не был наделен крепким здоровьем, и его преждевременная смерть не позволила ему добиться короны римской империи.

Одним из положительных факторов, оказавших влияние на рост могущества чешских правителей, была возможность добычи серебра, что осуществлялось в большом количестве в нескольких местах, и прежде всего в городе Кутна Гора, который вместе со Старым Городом стал самым богатым городом Чехии. В 1300 г. из чешского серебра начали чеканку новой монеты - так называемого пражского гроша, в дальнейшем он стал платежным средством и за границами чешского государства. В 1305 г. после смерти Вацлава II его юный сын Вацлав III недолго оставался на троне, так как вскоре в 1306 г. он погиб от руки наемного убийцы в Оломоуце, куда стягивались войска перед походом в Польшу.

После короткого периода царствования Рудольфа Австрийского (Габсбурга), а затем и Генриха Хорутанского, на чешский трон взошел Ян Люксембургский, сын люксембургского графа, римского императора Генриха VII. Ян Люксембургский взял в жены Элишку, последнюю королеву из рода Пршемысловичей. Молодой Ян пришел с войском в Чехию в 1310 г. и после непродолжительного правления короля Генриха Хорутанскиго 6 декабря победителем вошел в Прагу. 7 декабря он с королевой Элишкой был коронован мангеймским епископом Петром из Аспельта в базилике св. Вита в Пражском Граде. Но так как Град после пожара 1303 г. был разрушен, пиршество по случаю коронации было устроено во францисканском монастыре св. Якова.

Трудно в нескольких словах охарактеризовать личность Яна Люксембургского. Он был известен как король-дипломат, воин-политик, он олицетворял рыцарские достоинства той эпохи, отличался изысканностью. Христианский мир восхищался его отвагой. До 26 августа 1346 г. он с гордостью нес гербы чешского королевства при всех дворах, на турнирах и военных полях Европы. В этот день, уже будучи слепым, Ян вышел в поле привязанный, согласно его воле, между двумя лошадьми своих пажей, и с мечом в руках в рядах французских рыцарей пал в битве с англичанами при Кресси.

В то время его сын Карл уже был римским императором, и в соответствии с последней волей Яна Люксембургского, в 1340 г. по решению чешского сейма, соблюдая церемониальные акты Праги и Силезского княжества 1341 г. о воздании почестей, Карл был провозглашен чешским королем. За его плечами было уже тринадцать лет правления в Чехии, когда он был наместником, замещая своего отца Яна, бывавшего постоянно в разъездах. Семилетним ребенком отец отвез его на воспитание ко французскому двору, где о нем заботилась королева Мария. Однако это вызывало опасения Яна Люксембургского, подозревавшего, что чешская шляхта может лишить его трона и посадить на него не достигшего зрелости сына. Но нелегкий жизненный путь Карла, прекрасное образование, выдающийся политический кругозор, владение искусством дипломатии, что было весьма необходимо чешскому королю, восходящему на трон, в последующие годы позволили ему достичь всего, к чему он стремился. Учителем Карла стал Роже де Росьер из Лиможа, аббат из Фекама, ставший позднее напой Климентом VI, который был "человеком красноречивым и образованным и всяческим благородством нрава наделенным". Большое влияние на королевича оказала духовная атмосфера Сорбонны, где он занимался различными науками и, в частности, изучением юриспруденции.

В последние два года перед возвращением на родину Карл временно замещал отца - сначала в люксембургском графстве, а затем в накаленной атмосфере верхнеитальянско-люксембургской сеньории. Он в полном блеске проявил свою отвагу и рыцарские достоинства. Мы остановились более подробно на периоде молодости Карла лишь для того, чтобы объяснить, почему, еще будучи таким молодым, он мог проявить себя, как рассудительный и мудрый правитель.

Карл предпринял решительные шаги для того, чтобы избавить от долгов королевские поместья и постепенно выкупить все, отданное под залог. По примеру резиденции французских королей он начал обновлять Пражский Град. При этом при внесении новых элементов он стремился учесть традиции и своеобразие места. Вначале был полностью перестроен Королевский дворец. В Новом Дворце сохранилась старая ценная часть здания - романский фундамент и остатки дворца Пршемысла Оттокара II. В центре дворца был большой зал, соединенный с соседней часовней Всех святых. Прекрасное сооружение с ажурными переплетами окон с цветными витражами было построено по образцу парижской капеллы Сент Шапель.

Карл стремился всесторонне укрепить правовую структуру государства и его положение за границей. Одним из существенных результатов, которых ему удалось достичь, было исполнение вековых стремлений Пршемысловичей к освобождению страны от зависимости от мангеймской архиепископии. Еще при жизни отца Карл добился от папы Климента VI принятия соответствующего закона. Первым пражским митрополитом был назначен Арношт из Пардубиц, ставший впоследствии канцлером Карла VI и незаменимым его советником.

В том же 1344 г. был заложен фундамент нового кафедрального собора св. Вита, в котором работал французский зодчий Матье из Арраса. И здесь Карл проявил себя как новатор, признающий и уважающий традиции своих предков.

В новой постройке сохранился порядок капелл и, прежде всего, капеллы св. Вацлава. Карл понимал, какое глубокое значение имеет символика акта королевской коронации. Корону чешских королей при Карле украсили новыми драгоценными камнями и реликвиями. В результате издания Кодекса коронации чешских королей и установления верховного церковного авторитета ее охрана и статус приобрели юридическую основу.

Во времена правления Карла VI Прага стала политической и культурной столицей империи. Пражский Град стал резиденцией римского короля, а затем и императора Священной Римской империи. В нем царил дух дипломатических переговоров и королевских приемов, так же как и в Карлштейне - императорском граде, расположенном недалеко от Праги по направлению к Нюрнбергу. Окружение Карла состояло из выдающихся мастеров. К ним относятся художник Петр Парлерж, живописцы Мастер Теодорик и Николай Вурмсер и другие мастера, работавшие не только в Чехии, но и в других странах. Необычайного расцвета достигли художественные ремесла, например, ювелирное дело. После смерти в 1378 г. Карл VI оставил правление своему сыну Вацлаву VI. Новый король переселился в Старый Город, на Королевский двор, который затем и стал на протяжении ста лет резиденцией правителей.

В начале гуситской революции Пражский Град имел многочисленный наемный гарнизон венгерского и римского короля Сигизмунда, который не был допущен на чешский трон и представлял, таким образом, постоянную угрозу для чашников Праги. По этой причине весной 1421 г. пражские гуситы осадили гарнизон. Как только он, оказавшись в безнадежной ситуации сдался, гуситы захватили его.

В период правления королей из династии Ягеллонов в Пражском Граде шли большие строительные работы, связанные, прежде всего, с именем Бенедикта Рейта из Пистова. Вероятно, вначале были перестроены укрепления Града, так как с развитием артиллерийской техники их необходимо было реконструировать. Также нужно было усилить оборонительную систему обоих ворот: у западной надвратной башни было построено укрепление, а перед восточной - батбакан - узкий дворик, представляющий собой предзамковое укрепление. Фортификационную систему дополняли несколько башен оборонительного характера, в которых можно было установить огнестрельные орудия. Самая известная из них - "Далиборка" - была и местом заключения.

Высокое мастерство Рейта проявилось также и при обновлении Королевского дворца. Самыми известными сохранившимися до наших дней архитектурными памятниками того времени являются Владиславский зал и аудиенц-зал - творение Рейта 1490-1502 г. Монументальное впечатление производит сетчатая система дугообразных сводов. Такое же поразительное мастерство было достигнуто и в сводах так называемой Лестницы всадников, то есть главной торжественной лестницы при входе во Владиславский зал. Западное крыло Королевского дворца и новый королевский ораторий (молельная) в капелле св. Вацлава являются, по всей вероятности, творениями Мастера Ганса Шпейса из Франкфурта. В 1503-1510 гг. Бенедикт Рейт из Пистова также построил так называемое Людвиковское крыло дворца, уже в чисто ренессансном стиле. Фасад здания со стороны города разделен окнами в стиле раннего ренессанса.

При бегстве после поражения в битве с турками около венгерского города Могач король Людвик Ягеллон погиб, и Чехия, таким образом, в 1526 г. оказалась под властью нового короля. Им стал австрийский эрцгерцог Фердинанд Габсбургский, брат императора Карла V. Тот факт, что представители чешских сословий, в подавляющем большинстве некатолики, призвали в правители убежденного католика и, кроме того, твердого сторонника централизованного правления, вызывает удивление. Фердинанд, хотя и подписал при избрании обязательство сохранить установившиеся административные, судебные и другие нормы и обычаи, но был готов поступиться им в интересах сильной центрально-европейской габсбургской монархии. Попытки новой католизации, политических ограничений городских сословий и стремление к централизации стали оборотной стороной политики правления Фердинанда, которое длилось до шестидесятых годов XVI в., когда он после смерти брата, Карла V, стал императором. Тем не менее, годы его правления относятся к светлым страницам истории Пражского Града.

Древний средневековый Град постепенно превращался в резиденцию ренессансного стиля. К самым прекрасным творениям Ренессанса принадлежат восточный и западный фронтоны Владиславского Дворца. В западном направлении от дворца Фердинанд начал строительство новых королевских покоев. За оленьим рвом был разбит Королевский сад с летним дворцом. Он был построен по канонам итальянского Ренессанса севернее Альп и засажен по образцу итальянских садов. Но настоящей жемчужиной сада является "Поющий фонтан" (1564-1568 гг.), называемый так по звуку падающих в чашу фонтана капель воды.

Однако в результате пожара, охватившего 2 июня 1541 г. всю левобережную часть Праги, включая Град, работы по осуществлению ренессансного проекта в Пражском Граде были приостановлены. В то время Фердинанд I был полностью занят делами империи, которые поручил ему его брат, Карл V. В августе 1547 г. Фердинанд I с беспрецедентной жестокостью обошелся с первым протестом против Габсбургов на так называемом Кровавом Святобартоломейском сейме, и Град стал свидетелем унижений, испытанных пражанами. В Праге правитель оставил наместником своего младшего сына, Фердинанда, позднее ставшего эрцгерцогом тирольским, который вместе со своей супругой, Филипиной Вельзер, завел в Пражском Граде двор в стиле Ренессанса.

Строительство ренессансной резиденции в Пражском Граде, а также Бургграфского, Рожумбергского и Лобковицкого дворцов продолжалось и во времена правления преемника Фердинанда - Максимилиана II и завершилось при Рудольфе II. В течение почти трех десятилетий Пражский Град был снова императорской резиденцией. Оживилась торговля, процветали искусства и ремесла. Рудольф II был человеком высокой культуры и эрудиции. Однако в результате тяжелой и продолжительной болезни он все больше и больше искал уединения. Но это нисколько не отразилось на строительстве новых зданий и садов. При Рудольфе II в южном крыле на месте бывших виноградников был построен Райский сад. После 1920 г. благодаря архитектору Иосипу Плечнику он приобрел современный вид.

Кроме перестройки часовни Всех святых и украшения храма св. Вита, при императоре в 1584-1606 г. был построен северный дворец с двумя большими залами, небольшое крыло с башней напротив храма св. Вита и прилегающий к нему Испанский зал, автором которого был императорский архитектор Джованни Мария Филиппи. Тогда же возник и современный вид Золотой улочки с домиками, пристроенными вплотную к стене оборонительных укреплений. Град при Рудольфе II был одним из известнейших центров европейского маньеризма. Прага стала городом художников, ученых, астрономов, астрологов. Широко развернулась торговля. Император имел страсть коллекционировать произведения искусства, предметы живой и неживой природы, редкости, античные находки. Он был щедрым покровителем искусства и науки, жил в окружении ученых и художников, хотя вокруг него было немало шарлатанов и обманщиков. В то время в Прагу приехало много итальянских художников, резчиков, архитекторов и мастеров лепных украшений. Однако за дворцовыми стенами в результате продолжавшейся турецкой экспансии и, прежде всего, европейского религиозного кризиса постоянно присутствовала угроза конфликтов. Большинство чешских некатолических сословий противостояло менее многочисленной, но зато более влиятельной группе католического дворянства, так называемой испанской партии, беспрекословно поддерживавшей правящую династию Габсбургов. Реформаторы вынудили Рудольфа подписать "Грамоту величества" о веротерпимости. Но после этого тяжело больной и беспомощный правитель, проиграв в политической борьбе со своим младшим братом Матвеем (Матишем), спустя короткое время, в 1б12 году, умер.

В 1614 г. по проекту Винченце Скамоцци в Граде были построены Матиашовы Ворота, которые ознаменовали приход нового стиля - барокко.

Но конфликт между Габсбургами и чешской сословной оппозицией, в подавляющем большинстве протестантской, был далек от разрешения. В 1618 г. он завершился дефенестрацией, при которой были выброшены из окон третьего этажа Людвиковского крыла дворца императорские наместники, католики Ярослав Боржита из Мартиниц и Вилем Славата из Хлума. Восставшие сословия в 1619 г. призвали на чешский трон тогдашнего лидера немецкой Протестантской унии -Фридриха V Пфальцского, приехавшего 31 октября 1619 г. в Прагу. Новый правитель со своей супругой Елизаветой, дочерью английского короля Якова I, был коронован чешским королем в соборе св. Вита. Однако его правление длилось весьма недолго, чуть более одной зимы, откуда и пошло его прозвище "Зимний король". Бесславное восстание чешских сословий закончилось 8 ноября 1620 г. поражением плохо вооруженных и, главное, плохо оплаченных сословиями наемников на Белой Горе. 21 июня 1621 г. на Староместской площади их ждал палач, а в лучшем случае - эмиграция без каких-либо средств к существованию. Страна была подвергнута административному и военному гнету, началась насильственная рекатолизация. Победившие Габсбурги низвели Чешское королевство в положение несамостоятельной провинции в своей империи.

Незадолго до того, как закончилась Тридцатилетняя война, войска шведского генерала Кенигсмарка разграбили коллекции Рудольфа и другие сокровища в Праге и в Малой Стране. Тем не менее уже при правлении Фердинанда III, еще до окончания Тридцатилетней войны, в Граде началось строительство нового королевского дворца по проекту Джузеппе Матте. В 1680 г. фасад монастырского костела св. Георгия был украшен барочным фронтоном с рельефом святого. Барочную форму приобрела и старая консистория (архиепископский дворец). В семидесятых годах XVII в. был обновлен ренессансный Лобковицкий дворец, в двадцатых годах XVII в. в барочном стиле была построена капелла св. Яна Непомуцкого. В конце столетия Град и сады в северной части были огорожены бастионными укреплениями также в стиле барокко. При правлении императора Леопольда I был достроен и храм св. Вита. Это связывают с предсказанием о том, что тот, кто достроит собор, избавит Европу от турок. Возможно, под влиянием этого в 1673 г. император положил закладной камень при достройке собора. Кроме дворцовых и сакральных зданий в стиле барокко, в Граде появилось и несколько небольших часовен, а также множество барочных скульптур и картин. В конце XVII в. при императоре Леопольде I архитектор Жан Батист Марей севернее Оленьего рва построил просторный манеж.

Однако впоследствии во время войн за австрийское наследство и Семилетней войны Град был сильно поврежден. Особенно большой ущерб был нанесен во время осады Праги в 1744 г. при обстреле прусской артиллерией. Тем не менее, уже в 1753 году, во время правления императрицы Марии Терезии, была начата грандиозная перестройка Града в стиле венско-итальянского классицизма, которой руководил венский архитектор Никколо Франческо Леонардо Паккасси. В результате строительства новых дворцов панорама Града приобрела торжественный классический вид. Таким образом, период барокко был завершен. Новое самосознание нашло отражение в архитектуре монументальных творений, которые воплотились уже в эпоху классицизма.

Но только в XIX в., в конце концов, решили достроить Святовитский храм. Под влиянием каноника Пешины из Чехорода было основано Объединение достройки Святовитского храма. 1 октября 1873 г. был положен закладной камень строительства, которое длилось до 1929 г. В результате перестройки дворцов архитектором Паккасси и окончания строительства храма св. Вита панорама Пражского Града приобрела современный вид.