Навигация:   Главная Восточная Африка Экономика Кении
Экономика Кении

Кения – аграрная страна, но ее экономика отличается от экономики многих других стран Африки. В Кении выращиваются не одна, а несколько экспортных культур, она располагает современной индустрией туризма и развитой обрабатывающей промышленностью. В колониальный период обрабатывающая промышленность, торговля и товарное сельское хозяйство находились в руках европейцев и азиатов. Правительство независимой Кении способствовало усилению роли африканцев во всех этих сферах.

Роль правительства

Правительство Кении играет активную роль в определении основных направлений экономического развития страны, но многие отрасли хозяйства находятся в частной собственности. Всемерно поощряются иностранные частные инвестиции. Правительство разработало несколько планов развития, шестой из них, рассчитанный на период 1989–1993, предусматривал коммерциализацию государственных предприятий и фирм. После обретения независимости значительную часть государственных средств, направленных на развитие экономики, составили дотации и займы, предоставленные зарубежными странами и международными организациями. В 1980–1990-е годы доля безвозмездной зарубежной финансовой помощи сократилась с 20 до 13%, поскольку Запад оказывал давление на кенийские власти, вынуждая их отказаться от однопартийной системы.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в 1995 Кении составил 9,1 млрд. долл., или ок. 340 долл. в пересчете на душу населения. На долю сельского хозяйства (включая лесное хозяйство и рыболовство) приходилось 29% ВВП, на долю промышленности – 17%, остальное – на долю сферы услуг, включая туризм.

С 1963 до конца 1970-х годов ВВП Кении быстро увеличивался. В 1970–1979 средний годовой темп его роста составлял 6,4%, но в 1980–1990 снизился до 4,1%, а в начале 1990-х годов, в связи с девальвацией местного шиллинга по отношению к главным конвертируемым валютам, – до 1,4%. Рост производства стал отставать от естественного прироста населения, и уровень жизни кенийцев значительно снизился, поскольку страна импортировала многие необходимые товары, а цены на ее экспортную сельскохозяйственную продукцию упали. Однако уже в 1995 наметилось оживление производства, и прирост ВВП составил 5%, а в 1996 – 4%.

Энергетика

В 1989 в энергобалансе Кении ок. 80% приходилось на долю древесины, а среди оставшихся 20% значительную часть составляла нефть, которую импортировали из Объединенных Арабских Эмиратов. В настоящее время 14% необходимого стране количества электроэнергии поставляют гидроэлектростанции на р.Тана. Другие электростанции работают на нефтепродуктах; кроме того, в районе Олкария функционирует геотермальная станция. Незначительное количество энергии поступает с гидроэлектростанции Оуэн-Фолс в Уганде. В результате широкого использования древесины в качестве источника энергии за период с 1975 по 1990 площадь лесов сократилась на 11%. Леса вырубают, чтобы использовать освободившиеся земли под пашни, а древесина идет на топливо и используется в строительстве жилья.

Транспорт

Железные и автомобильные дороги сосредоточены в основном на юге страны. Основная железнодорожная магистраль следует от Момбасы, глубоководного порта на побережье Индийского океана, через Найроби в Уганду. Имеются также несколько боковых линий, общая протяженность железных дорог ок. 3 тыс. км. Главные города связаны сетью дорог, проезжих в любое время годы, общей протяженностью 70 тыс. км (10% – с твердым покрытием). Шоссейная дорога соединяет Найроби со столицей Эфиопии Аддис-Абебой. Аэропорты международного значения находятся в окрестностях Найроби и Момбасы. В 1996 национальная авиакомпания «Кения эруэйз» была приватизирована и включена в состав авиакомпании КЛМ с целью расширения сети воздушных сообщений.